Елена Ангели
Методическое пособие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радость»
Методическое пособие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: Ангели Е. Д.
Содержание
1 Пояснительная записка
3-5
2 Примерный тематический план к программе «Основы финансовой грамоты дошкольников»
5-17
Публикация «Методическое пособие по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
4 Используемая литература 17
Пояснительная записка
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна данной работы заключается в приведении изучаемого материала в систему, в разработке конспектов педагогических мероприятий, в использовании инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем.
Методическое пособие, представленное вниманию читателей, включает в себя практический материал по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы дошкольной организации. Педагогические мероприятия разработаны на основе образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л. В. Стахович, Е. В. Семенковой, Л. Ю. Рыжановской.
Цель настоящего методического пособия – формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы дошкольной организации по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников».
Данное пособие содержит семь основных разделов, включающих 28 педагогических мероприятий в соответствии с рабочей программой. Также в примерный тематический план включены 6 мини-спектаклей, которые по желанию педагога можно проводить во второй половине дня. Все предлагаемые формы и методы проведения педагогических мероприятий носят инновационный и интегративный характер, позволяют решать задачи из 2-х и более образовательных областей.
Это пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет. Оно может быть использовано педагогами, как часть непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности с воспитанниками. Педагог сам определяет, какие использовать формы и методы работы по каждой теме и как их задействовать в полном объеме или частично. Материалы, которые вошли в состав данного пособия предоставляют педагогу широкие возможности для творчества при проведении педагогических мероприятий. Формы и методы работы он может усложнять и дополнять по мере необходимости.
Примерный тематический план
к программе «Азы финансовой грамоты дошкольников»
Тема Сроки проведения Содержание занятия Формы и методы проведения
Раздел 1 «Без труда нет жизни на земле»
1. Труд - основа жизни сентябрь Трудиться - означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда. Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде
2. Работать и зарабатывать сентябрь Работать - означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.). Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно»
3. Все работы хороши, выбирай на вкус октябрь Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар) «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда. Социо-игровая технология
(работа в малых группах, игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки
4. Творческое занятие октябрь Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться. Чтение, обсуждение, загадки, рисование
Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» октябрь вторая половина дня Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. Интерактив
ный
мини-спектакль
Раздел 2 «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
5. Как придумали деньги октябрь Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Беседа, чтение, рассказ загадки
6. Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся ноябрь Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка. Социо-игровая технология
(работа в малых группах, беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»
7. Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка. ноябрь Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом. Беседа, исследование, чтение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын»
8. Где живут деньги ноябрь Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр. Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк»
Мини-спектакль «Зайкина находка» ноябрь вторая половина дня Закрепляем понятие деньги. Интерактив
ный
мини-спектакль
Раздел 3 «Покупаем, продаём и обмениваем»
9. Потребности и желания ноябрь Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. Технология ТРИЗ,
исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение
Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика» декабрь вторая половина дня Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить? Интерактив
ный мини-спектакль
10. Где покупают и продают разные товары декабрь Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Социо-игровая технология
(работа в малых группах, игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками»
11. Стоимость и цена товара декабрь Разбираем цепочку товар -стоимость-цена. Определяем стоимость товара ( сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение
12. Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? декабрь Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность. Сюжетно ролевая игра
(работа в подгруппах,
реклама собственных поделок, книжек для чтения в группе, игрушек для мини-спектаклей
13. Выгодно - невыгодно
январь Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. Технология ТРИЗ, ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение
14. Наша мастерская январь Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. Технология моделирования.
Творческо-трудовая
деятельность
15. Русская ярмарка февраль Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.
Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка» : покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка»
Раздел 4 «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
16. Тратим разумно, экономим февраль Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»
Мини-спектакль «Хочу и могу» февраль вторая половина дня Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению. Интерактив
ный
мини-спектакль
17. Копим и сберегаем февраль Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно Социо-игровая технология
(работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем»
Мини-спектакль «Мишкина копилка» февраль вторая половина дня Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами Интерактив
ный
мини-спектакль
18. Творческое занятие «Наша мастерская» февраль Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи Социо-игровая технология
(работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр.
Мини-спектакль «День рождения» февраль вторая половина дня Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей, результатам труда; забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно. Интерактив
ный мини-спектакль
Раздел 5 «Учимся занимать и отдавать долги»
19. Занимаем и одалживаем март Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время. Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»
20. Долги март Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг. Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку
21. Заплатить долг скорее, так будет веселее март Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство. Обсуждаем русские пословицы:
- Умей взять, умей и отдать!
- Бери да помни! Не штука занять, штука отдать.
- В долг брать легко, а отдавать тяжело.
Мини-спектакль «Долг платежом красен» март вторая половина дня Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». Интерактив
ный мини-спектакль
Раздел 6 «Учимся планировать»
22. Всё по плану! апрель Знакомим с понятием «план».
Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования.
Начинаем с планирования своего дня.
Учимся организовывать свое время. Учимся решать несложные экономические задачи. Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.
Экономичес
кие задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.)
23. Ставим цели апрель Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Ситуацион
ные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд
24. Сделал дело - гуляй смело апрель Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение
Мини-спектакль «Всё по плану!» апрель вторая половина дня Закрепляем понятия: план, планировать Интерактив
ный
мини-спектакль
Раздел 7 «Богатство и бедность»
25. Хочу купить всё! апрель Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Технология ТРИЗ.
Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»
26. Наше богатство апрель Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность. Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка, конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи
27. Жадность май Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало. Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинско
го «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:
- Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.
- Сам потонет, а воды не даст.
- Щедрый бедности не знает.
- Щедрому весь мир родня.
Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает»
28. Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность май Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приё мов: рисунков, лепки из пластилина. Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков,
«Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская
Мини-спектакль
«Бережливые
друзья» май
вторая половина дня Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно. Он всегда увлечён процессом творчества и новыми ощущениями, занят генерацией новых идей, их реализацией, приготовлением новых блюд, исследованием новых возможностей экономии. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие - качества человека со здоровым отношением к деньгам. Интерактив
ный
мини-спектакль
Литература:
1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
2. "Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
3. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
4. Советы родителям: говорите с детьми о финансах /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
5. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
6. Мини-спектакли / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019. 2. Рассуждаем и решаем / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. -М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.
7. Аксенова, Н. И. / Н. И. Аксенова, Ц. М. Левин, Е. А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники.
8. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
9. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006.
10. Герасименко, С. В. / С. В. Герасименко, Е. А. Маркушевская, И. П. Шай-кина, И. В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с.
11. Электронный ресурс: https://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf