Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14
▼ Скачать + Заказать документы
Новый день — новое открытие
ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ВЕСНУ.
МАРТ.
o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Как изменилось солнышко? Каким оно стало, а каким было зимой? Как изменение солнца влияет на окружающую природу? Подвести к выводу: солнце стало очень ярким, его лучи несут тепло, начинает таять снег. Прочитать стихотворение Н. Поляковой «Солнышко».
Вышло солнце из-за тучи и нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть – чуть и ручьём пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах. Догони его, попробуй!
o Обратить внимание на СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ. Е. Серовой «Солнце в доме».
Публикация «Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Новый день — новое открытие“, Часть 14» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Встало утром солнышко и гулять отправилось;
И на нашей улице всё ему понравилось.
Вместе мы отправились с солнцем в детский сад.
Приласкало солнышко сразу всех ребят.
Отметить, что тень от столба становится заметно короче. Как думаете, почему? Подвести к выводу: солнце поднимается выше, день удлиняется. Отметить путь солнца на календаре.
o Отметить появление КУЧЕВЫХ ОБЛАКОВ, объяснить, что они образуются при нагревании нижних слоёв воздуха. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Они не закрывают всё небо, как зимой, а держатся кучками. Прочитать отрывок из стихотворения Е. Баратынского:
Весна, весна! Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам летают облака!
o Наблюдения за ВЕСЕННЕЙ КАПЕЛЬЮ. Предложить послушать песенку весны, откуда она доносится? Сообщить, что в народе называют март капельником. Почему образовались сосульки? Прочитать строки А. Горбуновой «Сосулька».
Мне её ужасно жалко – стало ей от солнца жарко.
Пусть всё лето, целый год в холодильнике живёт!
Подставить ведро под капель, выяснить, сколько воды наберётся. Ведро подставлять ежедневно, отмечая, постепенное увеличение количества воды. Напомнить, что талой водой полезно поливать растения.
o Обратить внимание на ПОЯВЛЕНИЕ ПРОТАЛИН. Как они появились, почему их так назвали? Где появились первые проталины? И. Токмакова «Весна».
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на полях видны.
Вено, очень тёплые ноги у весны.
o Обратить внимание на СНЕГ. Как он изменился, каким стал? (рыхлый, тёмный, ноздреватый, грязный, зернистый). Понаблюдать, как тают снежинки, а в снегу появляются углубления. Прочитать строки С. Маршака «Март».
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
После наблюдения рассмотреть картину И. Грабаря «Мартовский снег».
o Наблюдения за СНЕГОМ. Отметить, что снег оседает с каждым днём всё больше и больше, цвет его становится серым. А каким снег был зимой?
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
Всю зиму белый снег белел,
А в марте взял и почернел.
o Организовать наблюдения за СОСУЛЬКАМИ. Обратить внимание на красивую бахрому сосулек нависших под крышей. Почему днём сосульки тают? Предложить детям понаблюдать и сделать вывод: где быстрее снег тает – на дорожках или на асфальте, в тени или на солнце. Как думаете, почему? Уточнить знания детей о сторонах света.
o Обратить внимание на УТРЕННИЕ ЗАМОРОЗКИ. Утром морозец, а днём тепло. Познакомить с народной пословицей: «Зима лето пугает, а сама тает».
o Отметить ПРИЛЁТ ГРАЧЕЙ – первых перелётных птиц. Они не боятся холода, а пока снег не сошёл с полей они ищут зёрна и остатки пищи. Обратить внимание на их поведение. Какую пользу приносят грачи? После наблюдения рассмотреть картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
o Отметить ДЕНЬ ПРИЛЁТА СКВОРЦОВ. Загадать загадку:
«На шесте – дворец, во дворце – певец. А зовут его (скворец).
Понаблюдать, как они деловито проверяют скворечники, послушать их пение. Рассмотреть внешний вид, обратить внимание на длинный и тонкий клюв. Таким клювом удобно выбирать из земли и на деревьях вредителей огородов, садов и леса.
o Сообщить детям, что 21 марта – ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. Предложить детям посмотреть повнимательнее и отметить характерные признаки прихода весны.
o Отметить с детьми праздник – ДЕНЬ ПТИЦ (25 МАРТА). В этот день с утра развешать скворечники, объяснить, что леток должен быть направлен на восток.
А в полдник по старинному обычаю пьют чай с булочками – жаворонками, у которых глаза – изюминки.
o Наблюдения за ДЕРЕВЬЯМИ. Отметить появление воронок около стволов деревьев. Почему они появились, ведь мы утепляли деревья, насыпая снег холмиком к стволу? Объяснить, что это нагрелась от солнца тёмная нижняя часть ствола и растопила возле себя снег. Деревья начинают оживать, просыпаться после сна.
o Рассмотреть ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ (сирени, черёмухи, тополя). Объяснить, что деревья просыпаются, у них начинается сокодвижение, набухают почки. Рассмотрите почки и сделайте вывод на каких ветках почки крупнее?
o Обратить внимание на ПОЯВЛЕНИЕ ТРАВЫ. По каким приметам можно определить, что наступила весна? Предложить полюбоваться свежестью молодой травы. В каком месте нашего участка весна чувствуется больше, почему?
o Понаблюдать за РАБОТОЙ ДВОРНИКА (как он убирает снег с дорожек, разбрасывает его). Много ли потребуется времени, чтобы убрать снег вручную, а можно ли использовать какую–нибудь технику (трактор, бульдозер, снегоуборочную машину). Предложить детям помочь дворнику – разбросать снег. Где труднее убирать снег, с дорожек, или там, где он лежит рыхлым слоем?
o Наблюдение за ПОЯВЛЕНИЕМ РУЧЕЙКОВ. Откуда появляется вода? Как образуются ручейки? Учить детей делать выводы, опираясь на собственный опыт, знания, наблюдения.
o Отметить ПОЯВЛЕНИЕ ОДУВАНЧИКОВ. Почему одуванчики появились на этом месте, кто их здесь посадил? С помощью чего они сюда прилетели? Прочитать стихотворение Е. Серова «Одуванчик».
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице:
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
АПРЕЛЬ.
o Наблюдения за СОЛНЦЕМ. Оно ослепительно сияет и несёт ощутимое тепло. Прочитать строки стихотворения Н. Поляковой «Солнышко».
Вышло солнце из–за тучи и нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть – чуть и ручьём пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах, догони его, попробуй.
Отметить, что тень от столба в полдень всё короче, значит солнце поднимается всё выше, а день становится всё длиннее. Как можно сказать про солнце?
o Наблюдения за НЕБОМ. Отметить цвет и глубину апрельского неба. Отметить, как оно отражается в лужах.
После долгой зимней стужи на снегу синеют лужи.
o Наблюдение за ВЕТРОМ. Уточнить знания о сторонах света. Загадать загадку:
Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает, что калитки отворяет.
Отметить, что ветры дуют с юга, они очень тёплые.
o Обратить внимание на ТУМАН. Прочитать строки А. Тараскина «Туман и снег».
На поля туман садится, от испуга снег присел,
Потому что снег боится, чтоб туман его не съел.
Ниже, ниже приседал, а вчера совсем пропал.
Отметить быстрое таяние снега. Поищите где ещё не растаял снег, почему?
o Наблюдения за РУЧЕЙКАМИ. Прочитать строки:
Среди нашего двора снеговик стоял вчера
Мы его слепили сами, был он с пышными усами.
А сегодня за окном потекли ручьи кругом.
Послушайте как поют ручейки, какие они (звонкие, блестящие, говорливые, звенящие, поющие, ревущие, чистые, бурлящие и т. д.). Выясним куда они бегут.
o Наблюдения за СНЕГОМ. Загадать загадку: Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. Снег всё больше оседает, делается серым, грязным. Из-под сугробов текут струйки воды, с каждым днём они становятся всё больше, образуются лужи, которые утром затягивает тонкий ледок.
На зоре на розовой, лужу подморозило.
Ах, как вкусно под ногою хрустнуло!
Предложить поискать, где на участке ещё не растаял снег.
o Наблюдения за ПОЧВОЙ. Предложить детям посмотреть, какое место участка быстрее просыхает. Вспомнить результаты опытов проведённых осенью. Объяснить, что глинистая почва сильнее пропитывается водой и потому долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро просыхает.
o Организовать самостоятельные наблюдения детей за ДЕРЕВЬЯМИ на участке. Предложить выяснить, на каких деревьях раньше появятся листочки. Рассмотреть почки на некоторых деревьях, сравнить. Строки Т. Шорыгиной.
Набухают соком почки, скоро снег растает весь,
И зелёные листочки молодой украсят лес!
o Наблюдения за ЛИСТВЕННИЦЕЙ. Отметить появление мягких, густых, изумрудно – зелёных кисточек хвоинок. Рассмотреть их. Полюбоваться нарядным деревом. Оно особенно красиво, когда поднимается ветер и дерево окутывает желтоватая пыльца. Рассказать о ценных свойствах древесины, используемой в строительстве домов, в судо и самолётостроении, при возведении мостов.
o Наблюдения за БЕРЁЗОЙ. Отметить, как из трещины коры выделяется сок.
На берёзе поутру дятел продолбил кору.
Льётся на песок золотистый сок…
Объяснить, что стало тепло и вода с растворёнными в ней питательными веществами почвы поднимается по стволу к почкам. Рассказать о пользе берёзового сока, напомнить, что его можно брать не нанося дереву вреда. Предложить замазать трещинки. Познакомить с приметой :
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
o Наблюдения за ВЕСЕННИМИ ЦВЕТАМИ. Предложить отыскать цветы одуванчика и мать-и-мачехи. Рассмотреть их, сравнить, чем похожи, чем отличаются. У какого из них цветок появляется раньше листьев?
o Обратить внимание детей на ПОЯВЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ.
Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи.
На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Отметить появление бабочек: жёлтая – лимонница, пёстрая – крапивница и траурница. Объяснить, что они вышли из куколок прошлым летом и перезимовали в щелях домов. Рассмотреть их, учить различать и описать (у крапивницы крылья сверху красновато-кирпичного цвета с чёрной каймой, а на кайме синие пятнышки; траурница окрашена в тёмные цвета, крылья у неё коричневые).
o Отметить появление первых МУХ И КОМАРОВ. Объяснить, что они рады солнцу. Обратить внимание на летающих над головой комаров. Это комары – толкуны. Познакомить с народной приметой :
«Толкуны танцуют в воздухе к хорошей погоде».
o Отметить ПРИЛЁТ ЖАВОРОНКОВ. Предложить послушать переливчатые, весёлые звуки. Трудно представить весну без их пения В. А. Жуковского «Жаворонок».На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины поёт, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны…»
Если удастся, рассмотреть жаворонка вблизи, если нет показать его изображение на картинке, описать (жаворонок невзрачный, оперение пё строе: от желтоватого до светло-коричневого; клюв средней величины).
o Наблюдения за ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ. Отметить оживление зимующих птиц:
Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся.
Понаблюдать за тем, что носят птицы в клювах (пушинки, кусочки ваты, прутики). Для чего им это? Объяснить, что птицы устраивают гнёзда.
И малиновка и дрозд занялись устройством гнёзд,
Носят, носят в домики птицы по соломинке.
Напомнить, птицы не вьют гнёзда на чужбине, а выводят птенцов на родине.
o Наблюдения за ВЕСЕННИМИ РАБОТАМИ (перекопка огородов, посадка деревьев) Уточнить, какую пользу приносят деревья, почему их сажают на участке и в парке. Прочитать П. Воронько «Зелёный город».
Мы посадим берёзы и клёны – будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами – станут площади наши садами…
Пусть цветёт с каждым часом всё краше молодое отечество наше.
o Отметить ИЗМЕНЕНИЯ произошедшие в природе. Кто назовёт больше примет весны? Подвести детей к установлению причинно-следственных связей: влияние изменений неживой природы на живую природу.
МАЙ.
o Обратить внимание детей на СОЛНЦЕ. Спросить когда солнце греет сильнее: утром, днём или вечером. Предложить поэкспериментировать: дотронутся до металлических предметов, тёмных и светлых. Какие быстрее нагреваются?
o Отметить, когда прогремит ПЕРВЫЙ ГРОМ.
Ударил гром двенадцать раз и замер в стороне.
Природа отдала приказ салютовать весне.
Как меняется природа перед грозой. Небо закрывают тяжёлые, тёмные тучи; ветер сильно раскачивает деревья. Всё вокруг постепенно темнеет. Вынести под дождь комнатные растения. Какую пользу это приносит растениям.
o Наблюдения за весенним ДОЖДЁМ. Познакомить с поговорками:
1. Весенние дожди не лишние.
2. Как в мае дождь, так и будет рожь.
Почему так говорят в народе? Чем полезны весенние дожди?
o Наблюдения за природой ПОСЛЕ ДОЖДЯ. С. Дрожжин «Первый гром».
Первый гром прогремел, туча пронеслася,
Чистой влагой дождя травка налилася.
Полезен ли дождь для растений? Какими они стали? Растения распрямляются, становятся свежими. Ослепительно сверкает солнце. Умытые деревья и травы усыпаны сверкающими каплями. А какой чудесный воздух!
o Обратить внимание на появление РАДУГИ.
Радуга в небе весеннем висела. Весело с неба на землю смотрела.
o Отметить с детьми возвратные ЗАМОРОЗКИ. Проследить, когда были заморозки, сколько дней они продолжались. Познакомить с народной приметой :
«Май холодный – год хлебородный!»
o Наблюдения за ВЕТРОМ.
Весенний ветер пролетал и листья перелистывал,
А я по улице шагал и вместе с ним насвистывал.
Предложить детям определить «силу» ветра. Какие ветры бывают? (сильный, порывистый, умеренный, ураганный, штормовой, лёгкий, тёплый и т. д.)
o Наблюдения за ОДУВАНЧИКАМИ. Стихотворение И. Полянской «Одуванчики».
Одуванчики везде по весенней травке:
Замелькали во дворе, разбежались по горе, спрятались в канавке.
Обратить внимание на то, что жёлтые головки цветов раскрыты солнцу. Дать задание посмотреть, что будет с цветами вечером. Как цветы ложатся спать?
o Наблюдения за ЦВЕТЕНИЕМ БЕРЁЗЫ. Предложить детям вдохнуть запах весны. Полюбоваться, как цветёт берё за: листочки у неё совсем маленькие и цветущие серёжки очень её украшают; рассмотреть их (одни серёжки зелёные, другие – буроватые, под деревом от них видна пыльца).
o Наблюдения за ТОПОЛЕМ. Прочитать строки Т. Шорыгиной «Тополиная вьюга».
Снег с небес слетает и неслышно кружится,
Этот снег не тает в тёплых майских лужицах.
В городе старинном всё белым-бело!
Вьюгой тополиной город замело.
Рассмотреть белый тополиный пух, который состоит из тонких волосков-ворсинок. Откуда он взялся? Отыскать на дереве коробочки с семенами.
o Предложить полюбоваться ЦВЕТЕНИЕМ ЧЕРЁМУХИ. Рассмотреть белые, пушистые, ароматные цветки в кистях. Прочитать Есенина «Черёмуха» :
Черёмуха душистая с весною расцвела.
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
под нею зелень пряная синеет в серебре.
Рассказать детям, что по народным приметам, если зацвела черёмуха – жди возврата холодов. Предложить проверить эту примету. Рассказать о пользе черёмухи. От её запаха из комнаты улетают вредные насекомые. В листьях и цветах много витамина C, из них делают лекарства. Призвать детей беречь это красивое и полезное растение.
o Наблюдения за ЦВЕТЕНИЕМ плодовых деревьев. Отметить красоту цветущих деревьев, их аромат. Прочитать строки Н. А. Некрасова «Зелёный шум».
Как молоком облитые,
стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят…
С чем ещё можно сравнить цветущие деревья? Сравнить цветки вишни и яблони. Познакомить с пословицей: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».
o Наблюдение за кустарником КАЛИНЫ. Рассказать, что на Руси в народе калину считают символом девичьей красоты, любви и скромности. Рассмотреть соцветия калины: по краям соцветия сидят плоские, крупные цветки, а внутри соцветия находятся мелкие, невзрачные, колокольчиковые цветки, словно не распустившиеся. Они такими и останутся, а вместо них появятся (ягоды).
o Обратить внимание на ОБИЛИЕ ПЧЁЛ в саду. Организовать молчаливые наблюдения. Как вы думаете, что они делают? Объяснить, что сейчас ульи выставили на пасеку и пчёлы собирают нектар, чтобы изготовить мёд.
Пчёлка золотая над цветком летает,
Сок душистый пьет – собирает мёд.
o Наблюдения за растениями в ЦВЕТНИКЕ.
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
Мне кажется: его задень, он тихо зазвенит.
Выяснить, какие цветы растут в цветнике, рассмотреть их, полюбоваться разнообразием. Уточнить, какие растения называют культурными, а какие дикорастущими.
o Наблюдения за БАБОЧКАМИ. Привлечь внимание детей к красоте и разнообразию их движений. Как они порхают, садятся на цветы. Подумайте зачем они это делают? Напомнить о бережном отношении к насекомым.
o Наблюдения за НАСЕКОМЫМИ. Обратить внимание детей на большое количество мух, комаров, муравьёв. Где больше всего насекомых. Загадать загадку
Под большой столетней ёлкой стройка весело идёт.
Здесь работает артелью дружный маленький народ.
Рассмотреть муравьёв. Понаблюдать за их поведением
o Наблюдения за ПТИЦАМИ. Предложить послушать пение птиц.
Милая певунья, ласточка родная,
Ты домой вернулась из чужого края
Уточнить, каких птиц называют перелётными. Кто назовёт больше перелётных птиц. Чем питаются перелётные птицы. Отметить их поведение, чем заняты?