наталья зайцева
Методическое пособие мэджик-бокс «Дорога глазами детей» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Темочки:
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.
Необходимо отметить, что в дорожно-транспортных происшествиях погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей, негативного примера взрослых, низкого уровня знаний правил дорожного движения.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Совместная деятельность родителей и ребенка по созданию мэджик-бокса (волшебная коробочка) «Дорога глазами ребенка».
Дидактическое пособие мэджик-бокс «Дорога глазами ребенка» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, содержание которого пополняется и усложняется. Мэджик-бокс является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Мэджик-бокс–это коробка с откидными четырьмя гранями, две грани фиксируются между собой липкой лентой, закрывается коробка съемной крышкой. Внутри коробка оформлена: плоскостной макет, с фоном пейзажа, улицы с домами, перекрёстком, части дороги, подвижными предметами: игрушки, куклы пешеходы, светофор, дорожные знаки. Внешнее оформление коробки: кармашки с настольными играми. Мэджик-бокс –это отличный способ знакомить и закреплять знания детей дошкольного возраста правил дорожного движения, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе темы. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Мэджик-бокс, многофункциональное пособие, которое является средством развивающего обучения и обеспечивает:
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированного на интересы и возможности ребенка;
развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
развитие воображения, творческих способностей и инициативы, в том числе речевой;
возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Главной особенностью мэджик-бокса «Дорога глазами ребенка» является то, что задания предлагаются детям в игровой форме, карточки оформлены красочными ламинированными картинками. Дети играют с увлечением, приобретая при этом необходимые знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействию друг с другом. Наглядный материал, входящий в мэджик-бокс, состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий и организационных отношений.
Игра с мэджик-боксом интересна детям и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной и совместной деятельности детей. Развивает интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Цель: формирование системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
образовательные:
знакомить детей с правилами дорожного движения и назначением светофора;
учить детей классифицировать дорожные знаки : предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса;
стимулировать познавательную активность, способствовать развитию любознательности;
закреплять умение классифицировать группы предметы по назначению;
способствовать развитию речи детей, обогащению активного и пассивного словаря детей;
формировать умение обобщать и систематизировать полученные знания
развивающие:
развиватьумения играть коллективно, объединяться в соответствии с общим замыслом, договариваться, участвовать в диалоге;
развивать мелкую моторику;
воспитательные:
воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения; воспитывать чувство ответственности;
воспитывать коммуникативные качества, умение слушать друг друга.
Содержание мэджик-бокса :
Настольные игры о правилах дорожного движения, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста и носят характер развивающего обучения:
«Найди знак по описанию»;
книжка-малышка «Правила для маленьких пешеходов»,«Четвертый лишний», «Собери знак по образцу», «Включи светофор».
Малая грань: карман №1
Настольная игра «Найди знак по описанию»
Цель: закрепление и обогащение знаний детей дошкольного возраста о дорожных знаках.
Задачи: закреплять и обогащать знания детей о знаках дорожного движения, их предназначении; развивать слуховое восприятие, внимание, долговременную память; прививать детям интерес к правилам безопасного поведения надороге.
Материал:картонные карточки (игровые 9 штук с описательным текстом стихотворения, 27 раздаточныесдорожными знаками).
Количество игроков: от 1до 3-х детей 5 – 7 лет.
Правила игры:
1. Изображение дорожного знака открывается только после прослушивания информации о нем (чтение стихотворения).
2. В игре принимают участие от 1 до 3 детей. В ходе игры нужно первым найти нужный дорожный знак.
3. На столе лежат раздаточные карточки картинкой вниз. Ведущий берет карточку, зачитывает описательное стихотворение,игрокпрослушав, берет одну раздаточную карточку, если знак совпал, показывает и кладет на игровую карточку.
4. Играпродолжается до тех пор, пока все игровые карточки не будут заполнены раздаточными карточками. Выигрывает тот, кто больше закроет игровых карточек.
Ход игры.
Ведущий берет игровую карточку и читает стихотворение о дорожном знаке, игрокотгадывает, о каком знаке идет речь и находит раздаточную карточку и закрывает ею соответствующее изображение на игровой карточке.
Малая грань: карман №2
Книжка-малышка «Правила для маленьких пешеходов»
Цель: закрепление правил дорожного движения.
Задачи:учить детей слушать внимательно, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; закреплять знания детей о правилах дорожного движения; развивать слуховое внимание, память, активный словарь; прививать детям интерес к правилам безопасного поведения на дороге через чтение художественной литературы; воспитывать коммуникативные качества, при рассматривании иллюстраций.
Большая грань: карман №3
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: закрепление умений детей классифицировать предметы по назначению
Задачи:
формировать умение обобщать и систематизировать полученные знания;способствовать развитию речи детей, обогащению активного и пассивного словаря детей; воспитывать коммуникативные качества, умение слушать друг друга.
Материал: картонные карточки (раздаточные карточки 6 штук с предметными картинками).
Количество игроков: от 1до 6-х детей 6 – 7 лет.
Правила игры:
1. В игре принимают участие от 1 до 6 детей. В ходе игры нужно правильно найти и назвать лишний предмет, не соответствующий правилам дорожного движения. Ведущий взрослый (ребенок) контролирует, правильно выполнено задание.
2. На столе лежат раздаточные карточки. Игрок берет раздаточную карточку, внимательно рассматривает, находит не соответствующую предметную картинку, говорит название и ее принадлежность.
3. Игра продолжается до тех пор, пока все лишние предметы на карточках не будут найдены и классифицированы.
Ход игры.
Игрок (игроки) берет раздаточную карточку, внимательно рассматривает предметы, называет из, находит лишний предмет, рассказывает о его несоответствии. Ведущий взрослый (ребенок) контролирует, правильность выполнения задание.
Большая грань: карман №4
Настольная игра «Включи светофор»
Цель: закрепление представлений детей о назначении светофора, о его сигналах.
Задачи:
закреплять знания детей о сигналах светофора;
способствовать становлению у детей положительных эмоций;
развивать мелкую моторику;
формировать умение обобщать и систематизировать полученные знания.
Материал: картинка-пример, пазлы.
Количество игроков:от 1 до 3-х детей 5-7 лет, индивидуальная работа с ребенком 4 лет.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что необходимо включить светофор (правильно собрать пазлы по образцу). Дети (ребенок) рассматривают картинку-шаблон и собирают из пазлов аналогичную.
При раскладывании мэджик-бокс превращается в проезжую часть.
Дидактическая игра «Моя улица»
Цель: закреплять представления детей о светофоре.
Задачи: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы, способствовать развитию речи детей.
Материал: плоскостной макет улицы с домами, перекрёстком, автомобили (игрушки, куклы-пешеходы, светофор, дорожные знаки).
Количество игроков: от 1 до 3-х детей 5-7 лет, индивидуальная работа с ребенком 4 лет.
Ход игры: Дети выбирают для игры машину, если он выполняет роль водителя; фигурку человека – если пешеход. Каждый выполняет определённые действия, соблюдая при этом правила дорожного движения, рассказывая о дорожных знаках, видах транспорта и т. п. Разыгрываются различные ситуации, в которых ребёнок вспоминает и закрепляет правила поведения на улице и в общественных местах.