Евгения
Методическое пособие-лэпбук «Права ребенка» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Демидова Евгения Владимировна,
воспитатель,
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 138»
Методическое пособие – лэпбук «Права ребенка»
(из опыта работы МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №138»)
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей, педагогов.
Публикация «Методическое пособие-лэпбук „Права ребенка“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Опыт работы, практика
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение?
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на наш взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И мы убеждены, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Одним из универсальных способов реализации деятельностного подхода в развитии дошкольников является использование тематической папки, или «лэпбука».
«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). «Лэпбук» – тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная книга с кармашками для накопления тематической информации, которую ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
Ребёнок-дошкольник приобретает новые знания, осваивает их и закрепляет в разных видах деятельности. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, творческих встречах с родителями, в детских викторинах, интеллектуальных состязаниях и совместной игровой деятельности педагога с детьми
Преимущества использования лэпбука:
- Лэпбук даёт возможность обеспечения интеграции различных образовательных областей, объединяя весь материал в единое целое.
- Благодаря лэпбуку деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и потребностей, а ребёнок активен при выборе содержания своей деятельности.
- Дошкольник получает необходимую информацию и навыки через деятельность.
- Вовлекая детей в процесс оформления лэпбука, мы помогаем ему в приобретении навыка сбора и организации материала. А это закладывает хорошую основу для школьного обучения (написание проектов, рефератов, сообщений и т. д.)
- Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме, в том числе в работе с детьми групп компенсирующей направленности.
Цель использования методического пособия лэпбук «Права ребенка» :
• Формирование основ правового сознания дошкольников и их родителей.
• Развитие партнерских взаимоотношений детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие.
Задачи:
• Закрепить с детьми основные документы по защите прав человека :
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
5. Семейный кодекс Российской Федерации.
• Совершенствовать знания детей о правах и обязанностях человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
• Закреплять представление о защите прав ребенка членами его семьи, понятие о том, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности.
• Совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи.
• Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.
• Закреплять полученные знания в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.
• Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы.
• Воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Основное содержание лэпбука «Права ребенка» :
Пособие лэпбук «Права ребенка» представляет собой пластиковую папку, формата А-3, состоящую из трех страниц. На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания направленные на формирование основ правового сознания дошкольников и их родителей:
• Иллюстрации документов по теме Лэпбука «Права ребенка».
• Дидактическая игра «Я имею право». Целью данной игры является закрепление прав ребенка в стихотворной форме.
• Дидактическая игра «Разрешается-запрещается». В этой игре говорится о каком-либо правиле. Детям нужно подумать, и показать соответствующий знак: разрешается или запрещается это делать или дать свой ответ.
• Дидактическая игра «Права и сказки». Воспитатель читает вопрос: «Внимательно рассмотрите на вертушке картинки из сказок и поверните стрелку на сказку-отгадку».
• Визитные карточки или бейджики, изготовленные детьми.
• Стихи о правах ребенка;
• Иллюстрации к беседам «Права ребенка» (на базе «Конвенции о правах ребенка»);
• Серия сюжетных картинок «Какие права нарушены?»;
• Игровая ромашка «Обязанности ребенка», «Пословицы и поговорки». Дети называют обязанности ребенка, за правильные ответы получают фишки или ею накрывают соответствующий лепесток на большом цветке.
• Книжки-малютки: «Рассказы», «Сказки».
В результате применения методического пособия – лэпбук «Права ребенка» при построении воспитательно-образовательного процесса в области «Социально-коммуникативного развития» получены положительные результаты:
- У дошкольников значительно повысился уровень правового воспитания – дети получили общее представление о себе и своих правах в этом мире, научились осмысливать и выражать в речи свои достижения, мечты и интересы.
- Происходит дальнейшее формирование навыков нравственного поведения.
- Детьми усвоены правовые понятия : закон, право, правонарушение, национальные отношения.
- Дети адекватно проявляют чувство веры в себя, продолжают учиться подчиняться социальным правилам и нормам.
- Сформированны гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
- Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
Педагогическая значимость использования методического пособия состоит в том, что с его помощью у дошкольников развивается креативность и творческое мышление, расширяется кругозор, обогащается активный словарь. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, и он не раз возвращается к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для самого, повторить пройденный материал.