Кожевина
Методическое пособие для воспитателей ДОУ по формированию ЗОД у дошкольников «Малыши-крепыши»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор составитель:
Воспитатель
Кожевина Светлана
Сергеевна
Пособие предназначено воспитателям для работы по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Введение
Здоровье свыше нам дано,
учись, малыш, беречь его.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Публикация «Методическое пособие для воспитателей ДОУ по формированию ЗОД у дошкольников „Малыши-крепыши“» размещена в разделах
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями с младшего дошкольного возраста.
Здоровье – великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, умным, здоровым – это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов. Основной задачей является приобщение ребенка к здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно-гигиенических норм. Перед детским садом стоит ряд задач, направленных на формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников :
1. Формировать представление о себе как отдельном человеке; знакомить со способами заботы о себе и окружающем мире; показать модели социального поведения.
2. Знакомить с правилами выполнения физических упражнений (внимательно
слушать сигнал, ждать друг друга, не толкаться, согласовывать свои действия с действиями партнера, контролировать и координировать движения).
3. Рассказывать о правилах поведения на улице города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руку с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.
4. Рассказывать об источниках опасности в квартире и групповой комнате; разъяснить правило «нельзя».
5. Рассказывать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов: умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.
В федеральном государственном образовательном стандарте чётко прописаны основные принципы, направленные на:
поддержку разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть
период подготовки к следующему периоду;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Стандарт направлен на решение следующих задач:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет определенные направления развития и образования детей - образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Если рассмотреть каждую из перечисленных образовательных областей, то в большей мере, можно отметить области «познавательное развитие» и «физическое развитие». Это те области, в которых представлены требования к организации работы с дошкольниками по приобщению к здоровому образу жизни. «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира…» [ c. ]
«Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Данные требования должны быть учтены в совместной деятельности воспитателя с детьми младшего возраста по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни – это не только все знания, усвоенные за определенное время, а целый стиль жизни, адекватное поведение в разных жизненных ситуациях. Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и основная цель тут – развить у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему взрослые учат детей, должно применяться ими в реальной жизни.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на
приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти,
не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают как в образовательной деятельности, так и в других видах деятельности, планируемых в режимных процессах.
Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми
своих растущих физических возможностей. При этом в современной ситуации не следует забывать, что ребёнка нужно ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья. Поэтому основным направлением работы является работа с детьми при условии эффективного взаимодействия с родителями.
В работе с младшими дошкольниками имеют место следующие основные
компоненты здорового образа жизни детей, которые включают в себя:
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональная двигательная активность.
Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных мероприятий в младших группах ДОУ.
В настоящее время принято выделить несколько видов здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и
потребностно - информативной сферы жизнедеятельности. Нравственным
здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Сохранение и укрепление всех перечисленных видов здоровья у младших дошкольников можно представить через разные виды детской деятельности.
На первое место ставится игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве.
А) Игровая деятельность как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников
Навыки здорового образа жизни закрепляются в:
дидактических:
подвижных:
пальчиковых;
настольно –печатных;
сюжетно-ролевых играх:
Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.
Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных, навыков, используются настольные и дидактические игры: «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился».
Организуются вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки», «Наши помощники - глаза» и т. д.
Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т. п. «Составь режим дня», «Собери все
фрукты (овощи)» (разложи, объедини).
В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т. п. закрепляются навыки здоровьеформирования, укрепление психического здоровья малышей.
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики пальцев и
моторики рук, оказывают оздоровительное воздействие на соматическое здоровье младших дошкольников.
Б) Трудовая деятельность в воспитании здорового образа жизни
у младших дошкольников
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определённое воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.
Для ребенка – дошкольника игра является основной деятельностью, поэтому необходимо направлять его трудовую активность таким образом, чтобы сохраняя интерес к игре, формировать у него потребность трудиться.
Формирование навыков самообслуживания:
В младшей группе дети учатся надевать и снимать одежду в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать её на определённое место, замечать непорядки в своем костюме и исправлять их самостоятельно, либо обращаться за помощью к воспитателю.
Дети учатся самостоятельно мыть руки и лицо (засучив предварительно рукава, не разбрызгивать воду, пользоваться мылом.
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто. «Девочка чумазая», потешки, песенки про водичку.). Закрепление навыка самообслуживания наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка с взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать тесный контакт, вызывают доверие к взрослому. Нельзя сдерживать естественное в этом возрасте стремление ребёнка к самостоятельности.
Хозяйственно – бытовой труд:
Поручения – наиболее простая форма организации труда малышей. Элементарные поручения ценны тем, что они сразу видят результат своего действия. Большую радость приносит детям труд, совместный с взрослыми, сопровождаемый объяснением, доброжелательным общением.
Для формирования действий, необходимых для участия в хозяйственно – бытовом труде используются игры – занятия, игры – упражнения: «Накроем стол для мишки», «День рождения слоненка».
В младшем возрасте у детей вырабатывается привычка убирать игрушки с элементом игры, соревнования. С удовольствием дети помогают готовить столы для занятий, красиво расставлять книжки в книжном уголке.
Детальный показ, точное объяснение каждого приема, действия – все это в совокупности обеспечивает освоение навыка работы. Дети испытывают общий душевный комфорт от своей деятельности, укрепляя физическое и нравственное здоровье.
Труд в природе.
Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для
физического развития, стимулирует действие разных органов, способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, укрепляет здоровье.
Малыши совместно с воспитателем поливают комнатные растения, моют крупные листья фикуса, бегонии, опрыскивают листья, воспитывается интерес к работе по выращиванию растений. Высаживая лук, перебирая семена фасоли, гороха малыши усидчивы, работа с семенами развивает мелкую моторику пальцев, моторику рук. Простые самостоятельные дела детей являются источником радости.
На прогулке с воспитанниками проводятся наблюдения за птицами, растениями, они видят красоту окружающей природы. Малыши участвуют в сезонном труде на своем участке. Труд детей в природе необходимо сочетать с наблюдениями за ростом и развитием растений и животных. Иначе у детей пропадает интерес к этому виду труда. У младших дошкольников воспитывается доброта, любовь к природе, животным, а это показатель нравственного здоровья.
Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (взрыхлить грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять
посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей : ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умение видеть красоту окружающего мира, испытывать добрые чувства к природе. Это ещё раз подтверждает об укрепление не только физического, но и психического и нравственного здоровья.
В) Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни посредством продуктивной деятельности
В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами, глина скатана в определенную форму (шар или валик) и т. д. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Подносы для красок или обрезков бумаги, стаканы с карандашами или кистями необходимо красиво оформить. Такая обстановка вызовет у дошкольников желание заниматься, душевный комфорт, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.
Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют, прежде всего, на психическое и нравственное здоровье, а так же на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.
Рассматривая картины, предметы, наблюдая за природными явлениями, малыши испытывают любование, постигают красоту увиденного, у них развиваются добрые отношения к окружающей действительности.
Во время изобразительной деятельности вырабатывается правильная посадка, что на прямую связано с профилактикой сколиоза. Таким образом, занятия изобразительной деятельностью являются важным средством всестороннего развития детей, укрепление соматического, физического, психического и нравственного здоровья.
Г) Роль музыкальной деятельности в формировании здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и
личностному развитию малыша. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна. Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Музыкальная терапия для детей -музыкотерапевтические упражнения
для уменьшения у детей физического и эмоционального напряжения обычно содержат два основных компонента, а именно: восприятие музыки в движении; успокоение и выравнивание дыхания. Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в частности затруднено переживания и воспроизведения эмоций, неспособность осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать чувства других людей. Зато способность свободно и пластично двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом, прямо связана с эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать им во время музыкотерапии активную форму восприятия музыки.
Особое значение в современной музыкотерапии приобретает интеграция музыки с выразительными возможностями иных видов искусств. Самыми часто употребляемыми из интегрированных методов музыкотерапии считают: рисование под музыку; музыкально-подвижные игры; пантомима; пластическая драматизация под музыку; музыкальная цветотерапия; придумывание детьми сказок во время и после слушания музыки. Подобные комплексные формы творчества привлекают к творческому процессу все органы и системы восприятия ребенка. Это повышает эффективность специальных упражнений, а также дает музыкальному руководителю возможность разными путями корректировать у своих воспитанников эмоционального и физического напряжения.