Юлия Шишкина
Непосредственно-образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности.
Тема: «Свойства воды».
Задачи:
• ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
• уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
• стимулировать самостоятельное формулирование выводов. воспитывать бережное отношение к воде.
Материал:
карточки в виде капелек воды с загадками;
рисунки на тему «Вода»;
ведёрко;
прозрачные пластиковые стаканы;
прозрачные вазы разной формы;
соломинки для коктейля;
сок; молоко;
пластиковые ложечки;
аудиозапись произведения «Золотые рыбки» – Р. Щедрин;
листы белой бумаги,
старые зубные щётки,
акварель голубая.
Содержание организационной деятельности :
Ребята, кода я пришла утром в детский сад, на пороге в группу стояло ведёрко (педагог показывает детям ведро, в ведре лежат карточки в виде капельки, на которых написаны загадки). – Хотите заглянуть и посмотреть что в этом ведёрке? (ответы детей). Ребята что в нём лежит? ( ответы детей: листочки, капельки, карточки). А капельки в этом ведёрке не простые, посмотрите, на них написаны послания, хотите узнать, что в этих посланиях? (ответы детей). – Чтобы узнать, о чём хотят сказать капельки, нужно отгадать загадки, которые написаны на них, сейчас вы поочереди будите доставать из ведёрка по одной капельке, я буду читать загадку, а вы попробуете их отгадать. (дети поочереди достают капельки из ведёрка, педагог загадывает загадки, на каждую загадку вывешивается карточка с изображением отгадки) :
1. Из тучки, как из решета,
Капля за каплей – капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Скажи, что это за водичка?
(дождь)
2. Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облако)
3. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Речка)
4. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?
(снежинка)
5. На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
(град)
6. Без досок,
без топоров,
Через речку мост готов.
(Лёд)
7. Утром падаю всегда -
Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах.
(роса)
8. Что вверх корнем растёт?
(сосулька)
9. С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
(водопад)
10. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
- Ребята, о чём же нам хотят рассказать капельки, как вы думаете, что объединяет наши отгадки? ( ответы детей: вода).
- Где можно встретить воду в природе? ( ответы детей: речках, морях, океанах, дождь)
- Как можно назвать воду, которая в море? ( ответы детей: морская); - а вода в океане? ( ответы детей: океаническая). – Вода в речке, озере, болоте, роднике? ( ответы детей: речная, озёрная, болотная, родниковая). – Ребята, морская и океаническая вода солёная. А чем отличается речная, озёрная, родниковая вода от морской и океанской? ( ответы детей: она не солёная). – Как можно назвать эту воду по- другому? ( ответы детей: пресная). – Как вы думаете, для чего нужна вода человеку, животным и растениям? ( ответы детей: пить, купаться, для жизни).
- Вода – удивительное вещество на планете. Вы уже много знаете о воде, а сегодня познакомимся с некоторыми её свойствами. Для этого нам нужно провести некоторые опыты. А вы знаете, где проводят опыты? ( ответы детей: в лаборатории). – люди которые работают в лаборатории называются – лаборантами. Сейчас мы с вами превратимся в лаборантов, для этого нужно одеть белые халаты и шапочки (дети одевают халаты и шапочки). Теперь вы настоящие лаборанты, проходите в нашу лабораторию (дети проходят за столы, на столах стоят 4 пластиковых стакана (пустой, с водой, с соком, с молоком, соломинка для коктейля, 2 пластиковых ложечки.)
Свойство 1: вода жидкая, безвкусная, не имеет запаха.
- Ребята у вас на столах стоят 4 пластиковых стакана, посмотрите, что в них находится? ( ответы детей: пусто, молоко, вода, сок). – Возьмите пустой стакан и попробуйте перелить в него воду из другого стакана (дети выполняют указания). Что делает вода? (ответы детей, льётся, переливается, Почему она льётся? ( ответы детей: потому что она жидкая). – Если бы вода не была жидкой, то она не смола бы течь в ручейках и реках, не текла бы из крана. Так как вода жидкая и может течь, ее называют – жидкостью. Жидкостью можно назвать все вещества, которые могут течь.
- Иногда когда очень хочется пить, человек пьё т воду и говорит: «Какая вкусная вода». Давайте с вами проверим, так ли это? Возьмите соломинки и попробуйте воду. Какая она на вкус? ( ответы детей: вкусная, безвкусная, никакая). – На самом деле, вода вкуса не имеет, а чтобы в этом убедиться, возьмите другую соломинку и попробуйте на вкус сок. (дети выполняют указания). Какой сок на вкус? ( ответы детей: сладкий, кислый, вкусный). Можно теперь сказать, что вода безвкусная? ( ответы детей: да, можно).
- Как вы думаете, вода пахнет? ( ответы детей: да, нет, пахнет, не пахнет). Как можно это проверить? ( ответы детей: понюхать). Правильно, для того чтобы определить запах вещества, его надо понюхать. (дети нюхают воду). Имеет вода запах? ( ответы детей: нет). Правильно, вода запаха не имеет.
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы.
- Ребята, а сейчас возьмите ложки и опустите одну в стакан с водой, а другую в стакан с молоком (дети выполняют указание). - Посмотрите внимательно, чем отличаются эти стаканы с жидкостями? ( ответы детей: в стакане с водой видно ложку, а в молоке нет). – правильно, чистая вода прозрачна, потому ложечку в ней видно.
( педагог обращает внимание детей на вазочки разной формы: квадратная, круглая, прямоугольная).
Посмотрите внимательно на вазы, чем они отличаются? ( ответы детей: формой, размером). Какой формы они? ( ответы детей: круглая, квадратная, прямоугольная). Обратите внимание на квадратную вазу, в нее налита вода, какой формы вода в вазе? 9ответы детей: квадратная). Давайте перельём воду из квадратной вазы в круглую. Посмотрите, что происходит с формой воды? ( ответы детей: была квадратная, стала круглая). А теперь из круглой вазы в прямоугольную. Какой формы стала вода? ( ответы детей: прямоугольная). Правильно ребята, в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
- Теперь вы узнали еще больше о воде. А капельки принесли вам не только послания – загадки, а еще очень интересную игру «Солнышко и дождик». Послушайте правила игры. На полу лежат обручи, это домики, пока звучит музыка, значит, светит солнышко, вы гуляете по группе, как только музыка прекратилась, это пошёл дождь и вы должны спрятаться в домик. Кто не успел, тот промок и выходит из игры. (игра проводится 2-3 раза, каждый раз убирается один обруч).
(по окончанию игры звучит фонограмма с шумом моря). – Ребята, что это за шум? ( ответы детей: море). А вы хотите нарисовать море? Только рисовать мы будем не кисточками, а зубными щетками.
Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море» :
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
- Какие красивые волны у вас получились, как настоящие. (после занятия оформляется выставка работ).