Елена Рубанова
Методический проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование ИКТ и проектной технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование проекта
В этом году пандемия внесла свои коррективы в систему образования, к которым педагоги и родители воспитанников ДОУ оказались не готовы. Стало очевидным, что развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий и использование их педагогами в организации образовательной деятельности. Для этого необходимо повысить профессиональный уровень педагогов.
Публикация «Методический проект „Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование ИКТ и проектной технологии“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Темочки
Одной из составляющих профессиональной компетентности педагога является компетентность во владении современными образовательными технологиями (ИКТ и проектная технология).
В конце мая 2020 г. мы проводили анкетирование (в гугл форме) по использованию педагогами современных технологий, разнообразных форм и методов в организации образовательной деятельности. Анализ ситуации показал, что именно использование в образовательном процессе ИКТ и проектной технологии вызывает затруднение у педагогов, поэтому мы определили годовой методической темой «Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование ИКТ и проектной технологии».
По результатам анкетирования:
- 85% педагогов владеют ИКТ (ватсап, инстаграм, яндекс, презентации, зум и т. д.,
но 50% из них не применяют в образовательной деятельности;
- 25% имеют свой сайт, периодически готовят презентации к занятию;
- 12% не владеют ИКТ технологиями (старый телефон, нет компьютера и т. д)
- 40% педагогов не используют проектную деятельность в образовательном процессе.
За период дистанционного обучения во время карантина по пандемии из 16 педагогов активно участвовали в организации дистанционного образовательного процесса лишь 5 человек (30%, 4 человека (25%) подготовили 1-2 занятия, а 7 человек (45%) не подготовили ни одного занятия. Причина: не умение работать на камеру, не умение снимать, работать с программами редактирования, отсутствие телефона с камерой, не желание учиться новому.
Так же у воспитателей (35%) вызывает затруднения работа в сетевом городе, заполнение табеля, внесение корректировок. Никто из педагогов еще не заполнял свое электронное портфолио.
Многие педагоги (40%) не могут самостоятельно организовать зум конференцию, привлекают для этого родителей, что понижает их педагогический статус.
Проблема:
Не все педагоги владеют ИКТ и проектной технологией и применяют их в образовательной деятельности.
Нехватка знаний об электронных образовательных ресурсах (гугл формы, презентации, inshop и др.
Нехватка времени на обучение.
Не желание педагогов работать по-новому, не знание требований ФГОС ДО.
Не осуществляется повышение квалификаций педагогов по ИКТ технологиям (ЭОР)
Пути устранения:
- скорректировать методическую работу в ДОУ
- повысить роль самообразования и обобщения ППО
- осуществлять повышение квалификаций педагогов по икт и проектным технологиям
- сочетать моральные и материальные стимулы.
Планируемые результаты
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов через применение в практике ИКТ и проектной технологии (не менее 90% педагогов)
2. Наличие Модели системы управления повышением профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогов на основе применения ИКТ и проектной технологии в педагогическом процессе ДОУ.
3. Создание электронного банка методических разработок по внедрению и применению в образовательном процессе ДОУ ИКТ и проектной технологии.
Содержание проектной деятельности на 2020-2021 год.
Этапы Содержание деятельности Сроки
Определение проблемы Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. август
Коррекция управленческих и исполнительских целей. Постановка задач. Формулирование цели и задач проекта, опираясь на анализ условий образовательного учреждения. сентябрь
Составление программы проекта Разработка плана - графика мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов через применение ИКТ и проектной технологии. Подбор средств реализации проекта. октябрь
Реализация программы проекта Проведение активной методической работы октябрь – апрель
Рефлексия Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации проекта; принятие решения о его распространении. май
План – график
I этап. Организационно – подготовительный
(август-сентябрь 2020 г.)
№ Содержание деятельности, мероприятие Период Ответственный Результат
1. Анкетирование педагогов Август Ст. воспитатель Изучение степени готовности педагогов к работе в инновационных условиях.
2. Анализ условий реализации проекта Август Ст. воспитатель Анализ условий и возможных последствий при реализации проекта
3. Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы Сентябрь Ст. воспитатель Подбор необходимой нормативно – правовой базы и методической литературы
II этап. Основной (внедренческий)
(октябрь 2020 г. - апрель 2021 г.)
4. Создание творческой группы педагогов Октябрь Ст. воспитатель План работы группы
5. Разработка Модели системы управления повышением профессиональной компетентности Октябрь Ст. воспитатель
Творческая группа Модель системы управления повышением профессиональной компетентности
6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию ИКТ и проектной технологии Октябрь-декабрь Ст. воспитатель
Творческая группа Подготовлены методические рекомендации для педагогов по использованию ИКТ и проектной технологии
7 Вебинар О. А. Скоролуповой «Цифровая образовательная среда дошкольной организации: риски внедрения и направления развития» Сентябрь
Обучение на курсах повышения квалификации «ЭОР как средство реализации ФГОС ДО» Октябрь
9 Консультирование педагогов :
- «Использование регионального компонента как одно из средств социализации и организации ранней профориентации дошкольников» Планирование работы по направлению «Ранняя профориентация дошкольников» (проектная деятельность)
-«Формирование педагогической мотивации к аттестации. Составление портфолио в сетевом городе. Работа с ЭОР в межаттестационный период»
-«Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей»
«ИКТ в жизни дошкольников»
- «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду» (Деркунская В. А)
Сентябрь
Октябрь
Февраль
Январь
Апрель
Ст. воспитатель Повышен уровень теоретических знаний педагогов об ИКТ и проектной технологии
10 - Педсовет №1
«Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога. Формирование информационно-коммуникационной компетентности, как основной педагогической компетентности профессионального стандарта педагога ДОУ»
- Мастер – класс «Использование ИКТ в условиях ДОУ»
-Заседание МО ДОУ
Дискуссия «Отличие детского проекта от педагогического». Вебинар О. А. Скоролуповой – «Проектная деятельность в детском саду»
-Пед. совет № 3 -Дискуссия «Применение ЭОР и дистанционных технологий в современном образовательном процессе и взаимодействии с родителями воспитанников ДОУ»
- Деловая игра «Знатоки проектного метода». Защита проектов по самообразованию
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
Апрель Творческая группа
Ст. воспитатель Появление интереса к проектной деятельности и, накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов, использование ЭОР в образовательной деятельности
11 -Конкурс пед. проектов для педагогов ДОУ
-Заседание МО № 4
«Подведение итогов воспитательно-образовательной работы педагогов за учебный год». Обобщение ППО. Апрель Заведующий
Ст. воспитатель
Воспитатели Анализ уровня эффективности использования современных образовательных технологий
12 Творческий отчёт по темам самообразования, подбор фотоматериалов Январь-апрель Воспитатели Методические наработки по темам самообразования
13 ГМО «Компьютерный мир, как его понять? Понять или принять? Как исследовать его в образовательном процессе? октябрь
Повышение профессиональной компетентности, представление пед. опыта
Внедрение и применение дистанционных форм образовательной деятельности (презентации, гугл формы, канва и др.) В течение года Вовлечение родителей в образовательный процесс
14 Привлечение Интернет ресурсов (участие педагогов и детей в интернет конкурсах) В течение года Воспитатели Дипломы, сертификаты участников интернет конкурсов
15 Заполнение электронного портфолио В течение года Воспитатели Портфолио
III этап. Заключительный
(май 2021г.)
16 Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом, ИКТ Май Повышен уровень профессиональной компетентности по овладению ИКТ и проектной технологией
17 Анализ результатов проектной деятельности Май Ст. воспитатель Реализации методического проекта
18 Отчет работы творческой группы Май Творческая группа Схемы, отчёты, материалы работы групп.
19 Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях По плану Ст. воспитатель
Воспитатель,
специалисты Формирование аналитических навыков у педагогов
Обобщение и распространение опыта
Перспективы дальнейшего развития проекта.
• Участие ДОУ и отдельных педагогов в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта;
• Расширение форм работы с детьми и родителями;
• Дальнейшее укрепление материально-технической базы;
• Обобщение опыта работы на разных уровнях;
• Повышение конкурентоспособности ДОУ.
Таким образом, выбрав методической темой на 2020-2021 год «Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование ИКТ и проектной технологии, как средства повышения качества образования в ДОУ», мы уже добились некоторых результатов (май – октябрь 2020г.).
Работа, проводимая в нашем детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост. Ведь повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
В наше микрорайоне только в нашем детском саду уже созданы условия для самообразования педагогов : в методическом кабинете установлены 3 компьютера, цветной принтер, вай-фай, что повышает рейтинг ДОУ, но все равно воспитателей не хватает, есть 3 свободных вакансии. В настоящий момент 6 педагогов обучаются на курсах повышения квалификации по ЭОР за счет бюджетных средств, так же педагоги получают стимулирующие выплаты за активное участие в дистанционных образовательных мероприятиях. Четыре педагога прослушали вебинар О. А. Скоролуповой «Цифровая образовательная среда дошкольной организации: риски внедрения и направления развития» и могут применять полученные знания на практике.
Педагоги ДОУ (30%) принимают активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей «Приморье заповедное» и др.
Педагоги ДОУ принимают участие в профессиональных конкурсах (викторинах, тестирования) разного уровня. Делятся опытом на городских методических объединениях (25%).
В целом методическое сопровождение оказывает положительное влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволяет педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др. ,
ФГОС определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. В детском саду создана хорошая предметно-развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. За последние три года значительно обновилась материально – техническая база учреждения. Организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.