Титова Наталья Анатольевна
Проектная деятельность по патриотическому воспитанию как средство организации социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня перед образовательными организациями российской федерации поставлена задача, подготовить к жизни совершенно новое поколение детей: активное, любознательное. И наше дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже чётко представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должны обладать. Важным социально - коммуникативным качеством является чувство гражданственности, патриотизма.
Публикация «Проектная деятельность по патриотическому воспитанию как средство организации социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
На педсовете мы рассмотрим одно из средств социально – коммуникативного развития по патриотическому воспитанию дошкольников – проектную деятельность.
Почему именно проектная деятельность должна лечь в основу организации работы по воспитанию юных патриотов, да потому что проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь деятельностью. Так как проектная деятельность проходит сквозь все образовательные области и все виды детской деятельности, тем самым решая поставленные педагогом совместно с детьми задачи.
Слайд 2. Проектная деятельность – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Метод проектов –
это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность сочетает самостоятельную и коллективную творческую завершённую работу, имеющую социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое
Слайд 3. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача создать ситуацию подталкивающую детей на формулировку проблемы и дальнейшее развитие и поддержание детской самостоятельности и инициативности.
Слайд 4. Схематично и кратко проектную деятельность можно представить так:
выбор актуальной задачи (проблемы) для ребенка,
составление плана поэтапного движения к цели: кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель, сотрудники детского сада, родители, социальные партнёры,
где, в каких источниках будем искать информацию,
что из предметной среды будем использовать.
План действия разрабатывается коллективно. Задача педагога на этом этапе – научить детей грамотно планировать свою деятельность для достижения цели.
Слайд 5. Следующим этапом работы является непосредственно реализация практической части. Взрослые ненавязчиво оказывают дошкольникам помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта.
Затем следует подготовка презентации и представление зрителям (родителям и педагогам) продукта собственной деятельности.
Заключительным этапом проекта является подведение итогов, совместный анализ и определение задач для будущих проектов.
Проектная деятельность используется в нашем учреждении уже не первый год и является особой современной формой организации образовательного процесса, соответствующей ФГОС ДО.
Детские проекты позволяют воспитателю вовлечь в организацию образовательного процесса родителей, как активных участников развития и образования собственных детей, а у дошкольников раскрыть желание быть равноправными партнёрами, активными, инициативными и самостоятельными.
Всем воспитателям ДОУ известно, что формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.
Именно поэтому наши воспитатели обратились к таким ценностям, как культура народов земли Нижнеамурской, к традициям нивхского народа, к культуре коренных жителей края. Конечно же, каждый из нас относимся с любовью к людям всех национальностей, и считает, что человек, живущий на родной земле, обязан знать ее культуру и историю. Именно понимание того что своей работой с детьми мы оказываем положительное влияние на формирование культуры, возможно даже традиций каждой отдельной семьи, хотя бы на тот период пока дети посещают наш детский сад.
Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников выбрано нашим учреждением как инновационная форма организации образовательного процесса в 2016 – 2017 учебном году.
Слайд 6. Гражданско – патриотическое воспитание в рамках той инновационной деятельности, которую мы заложили в свою образовательную программу – это в первую очередь воспитание чувства любви к своему Отчеству, к малой родине, привитие любви к родному краю.
Слайд 7. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». История, культура и традиции родного края — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов.
Работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста ведётся по таким принципам как: Слайд 8.
- культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования для формирования ощущения собственной принадлежности к какому-то народу, государству.
принцип деятельного подхода — упор делается на одно предметное поле, развивающую среду;
- принцип гуманизации — установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально — эмоционального здоровья ребёнка;
принцип взаимосотрудничества — представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;
деятельностного подхода со стороны всех участников образовательного процесса. При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов:
равноправного сотрудничества;
гуманизации отношений;
Решение программных задач осуществляется как в совместной деятельности педагога и детей, так и в самостоятельной деятельности детей, а также в работе с родителями. В ходе реализации данных целей вы ставите задачи, связывающие воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его в социально — значимую деятельность.
Слайд 9. Работу необходимо проводить по следующим направлениям:
совместная деятельность с семьями воспитанников;
организация образовательного процесса с детьми;
принцип индивидуально — дифференцированного подхода — ориентирован на каждого ребёнка, где ему создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.
Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда.
Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе.
Для этого в группах создаётся такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста. В ней заложены возможности творчества, эстетического и патриотического развития, получения наслаждения от совместного общения и действий в целом.
Обсуждая особенности организации проектной деятельности по патриотическому воспитанию хочу обратить ваше внимание на возрастную адекватность, тех методов, которые вы представляете в ваших проектах.
В ходе реализации инновационного направления деятельности по патриотическому воспитанию в образовательную деятельность необходимо включить разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: Слайд 10.
Занятия - игры, встречи – беседы, встречи – игры с сотрудниками ЦКМНС, музея
экскурсии в учреждения культуры и дополнительного образования
посещение музея школы № 4,
праздники.
После выполнения практических действий макета «Улица мечты», «Изготовления семейных альбомов», лепбуков по заданным темам их хочется представить и показать в группе детям других групп.
Публичное представление продукта деятельности Вы можете организовать на:
Тематических выставках,
Вовлечь родителей объявив тематический конкурс, по теме своего проекта
Пригласить гостей на практическое занятие, где дети будут презентовать семейные альбомы, лепбуки, стенгазеты и т. д.
Может это будит специально организованная акция.
При подготовке к таким мероприятиям вы будите решать такие образовательные задачи как:
* формирование поискового поведения,
* развитие любознательности.
Для этого воспитатели могут широко использовать, метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательская деятельность.
Результата в работе можно достичь, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.
Всем хорошо известно, что самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы — ему помогает взрослый.
Каждому педагогу необходимо развивать творческую и поисковую активность в ходе реализации методов обучения в проектной деятельности, учитывая ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации. Дети активно принимают участие в различных акциях, конкурсах, если воспринимают это как собственное желание.
Интересными для детей и родителей становятся праздники, проведённые в нетрадиционной форме, это может быть конкурс, или использование Флешмоба, посвященные патриотическим датам «День рождение Хабаровского края», День победы и другие. При этом участниками флешмоба могут стать как дети, так и родители, или даже школьники. (Первый опыт организации флешмоба у нас уже был, 20 октября, отмечая День рожденье Хабаровского края - дети подготовительной группы показывали движения, а старшая группа повторяла – видео размещено на сайте нашего учреждения).
В социально-значимую и общественную деятельность дети вовлекаются через проведение мероприятий, направленных на воспитание у детей патриотического сознания, любви к Родине.
В группе можно организовать:
Патриотический уголок (в рамках конкурса «Лучший патриотический уголок» некоторая работа воспитателями уже сделана)
В книжном уголке оформить выставку.
Посещая группы ч вижу что работа по реализации ваших проектов уже началась.
Создавая условия для реализации проектов педагоги действуют, реализуя индивидуальные проекты своей группы, но есть общая система работы всего учреждения по реализации задач патриотического воспитания. Вы их видите на слайде Слайд 11.
- Знакомство с традициями семей воспитанников
- Изучение традиций и обычаев народов родного края;
-Знакомство с фольклором народов родного края;
- Знакомство с достопримечательностями;
- Знакомство с славными людьми родного края;
- Знакомство с трудом людей;
- Знакомство с природой.
Работа в таком направлении дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию патриотических чувств и в дальнейшем позволяет успешно адаптироваться к обучению в школе.
Планирование может проходить по темам: Слайд 12.
- ознакомление с природой родного края;
- развитие промыслов на нижнем Амуре;
- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем города Николевска – на - Амуре;
- люди, прославившие Нижнеамурскую землю;
- приобщение к истокам народной культуры Хабаровского края.
Работа по каждой теме включает:
- специально организованную деятельность;
- совместную деятельность:
- игровую,
- познавательную,
- трудовую,
- художественную;
- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.
Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок. Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовала нас тайга, река.
Народное прикладное искусство тесно связано с жизнью и бытом местных жителей. Посещение нивхской деревни на территории ЦКМНС может стать отправной точкой для изучения особенностей промысла народов нижнего Амура.
- художественная обработка рыбьей кожи;
- вышивка;
- вязание;
- вязание
- лоскутная аппликационная техника;
- изготовление посуды из коры деревьев;
- резьба по дереву и др.
Чтобы лучше понять процесс развития целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой. В процессе приобщения дошкольников к ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т. д.
В разделе об историческом прошлом и настоящем Хабаровского края детям сообщаются знания об истории заселения на Нижнеамурскую землю русских и людей других национальностей, знакомят с историей возникновения города Николаевска – на – Амуре его символикой, рассказывают о Невельском и его команде и его значении в развитии города о традициях, достопримечательностях, памятниках и знаменитых людях, о внутреннем убранстве жилища, о истории возникновения нивхского костюма.
Основная идея знакомства детей с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Сегодня наш город разнообразен культурными традициями. В городе нашем сильны вокальные и хоровые традиции. Разнообразие творческих коллективов помогает делать праздники разнообразными и интересными. Народные вокальные и хоровые коллективы - это ансамбли имеющие звания и недавно организованные «Северянки», «Сударушки», «Рябинушка», Академический хор, Хор ветеранов воины и труда. Хорошо сохранилось и танцевальное традиционное народное творчество. Ансамбль Амур, Калинка, недавно появились коллектив для взрослых «Фиеста».
Детям очень нравиться не только слушать народные мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений. Наряду с народными песнями необходимо знакомить детей и песнями композиторов, творчеством хоров и его солистами. Можно организовать знакомство с местными художниками, передающими красоту нашей природы поэтами, писателями, чьи произведения отражают красоту нашей земли природы земли, силу народа, помогают детям осознать значимость своего края, воспитывают эстетические чувства, способствуют приобщению к культуре народа.
Есть стихи поэтов, которые вполне доступны для детского восприятия. Так как написаны специально для дошкольников. Полезно знакомить детей с произведениями Нижнеамурских поэтов и писателей: и др., включая в совместное чтение, рассказывание и заучивание. В рамках данной темы дети целенаправленно знакомятся с земляками, которые оставили «свой след» в истории города и края.
Можно дать представления детям о героях которые защищали наше Отечество в годы
ВОВ, погибли за знакомятся с нашими спортсменами, которые внесли большой вклад в развитие спорта на нашей земле.
В группах детского сада оборудованы специальные уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой и организованы мини-музеи.
Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании дошкольников, которые возникли в последнее время.
Весной 2016 года воспитатели, работающие в паре на одной возрастной группе определили тему своего проекта, инновационные формы и методы работы организации разных видов деятельности по пяти образовательным областям и те инновационные продукты деятельности, которые в течение 2016 -2017 учебного года вы должны сделать совместно детьми и их родителями. Результаты работы над проектами Ваши напарники представят на мартовском педсовете.
А сегодня каждая группа будит презентовать свой инновационный проект,
представляя тему, цель, задачи, и краткое содержание на всех этапах. Каждый выступающий педагог расскажет о том, что уже сделано, какие задания даны родителям, детям, какие мероприятия уже проведены, где были вместе с детьми, что видели (во время встречи с сотрудниками музея ЦКМНС, библиотеки и т. д., какие продукты получили на основе детских впечатлений (лепбуки, стенды, выставки, конкурсы, уголки) а какие продукты ещё предстоит получить (что ещё предстоит сделать для реализации своего проекта).