Порядина Марина Андреевна
Методические рекомендации «Ступеньки развития познавательно-речевой сферы от малыша к школьнику»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное обоазовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Методические рекомендации
«Ступеньки развития познавательно-речевой
сферы от малыша к школьнику»
Составитель:
Порядина М. А, учитель- логопед
г. Югорск
Актуальность темы
Публикация «Методические рекомендации „Ступеньки развития познавательно-речевой сферы от малыша к школьнику“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Каждый родитель желает видеть своего ребенка смышленым и творческим, открытым и уверенным в себе. Но, к сожелению, не каждая знает, как поспособствовать бережному развитию интелекта своего малыша. Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, речи, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Родители не всегда могут самостоятельно догадаться, какие игрушки необходимы именно его ребенку в том или ином возрасте.
Опыт нашей работы позволяет оказать помощь родителям в выборе игрушек и игр в соответствии с возрастом для полноценного развития ребенка, именно это и подтолкнула к разработке методических технологий
«Ступеньки развития от малыша к школьнику».
Методические технологии «Ступеньки» - это комплекс рекомендаций для родителей по подбору детских игр и игрушек в соответствии с возрастом ребенка.
Цели и задачи
Цель: разработка рекомендации для родителей по подбору детских игр и игрушек в соответствии с возрастом ребенка.
Задачи:
Организационные:
- подобрать литературные, методические и дидактические материалы и игры по возрастам от 2 до 7 лет;
- разработать рекомендации для родителей по подбору игр и игрушек для детей от 2 до 7 лет;
Исследовательские:
- исследовать литературные источники, методические и дидактические материалы по подбору игр и игрушек и системетезировать их по возрастам;
Практические:
- подготовка информационного материала для родителей детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет;
- лекотека «Библиотека игрушек».
Аналитический:
- проанализировать эффективность проводимой работы через анкетирование родителей.
Основные принципы
1. Научности. Подкрепление разрабатываемых методических технологий научно-обоснованными и практически-апробированными материалами.
2. Системности и согласованности. Ребенок с нарушение в развитие нуждается в системных, согласованных действиях родетелей и специалистов.
3. Учета уровня развития и возрастных особенностей развития ребенка.
Методы и приемы работы
1. Наглядные:
• наглядно-зрительный;
• наглядно-слуховой.
2. Словесные:
• пояснения;
• беседа;
• словесная инструкция
3. Практический:
• игровой.
Характеристика целевой группы
Целевая группа: дети раннего дошкольного возраста с 2 до 7 лет посещающие МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки» г. Югорске.
Основное содержание
Методические технологии разработаны для детей дошкольного возраста (2-7 лет) и имеет основное направление - работа с родителями.
Работа с родителями:
- родители являются непосредственными участниками, они получают теоретические и практические знания взаимодействия с ребенком, овладевают методическими приемами формированиея специфических умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.
Формы работы с родителями:
тематическое консультирование групповое и индивидуальное;
практические рекомендации (демонстрация, показ, лекотека «Библиотека игрушек»);
проведение совместного занятия с родителями детей дошкольного возраста;
предоставление информационного материала.
Этапы и сроки реализации
Апробация и реализация технологий намечена на 2016 год
1. Этап полготовительный (ноябрь - декабрь 2015 год)
• разработка методических технологий;
• привлечение родителей к партнерскому сотруднечеству в проведении совместного занятия с детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
• подбор и систематизирование материала по развитию познавательно - речевой сферы.
2. Этап практический (январь - ноябрь 2016 года)
• подготовка информационного материала для родителей детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет;
• совместное групповое занятие с детьми и родителями для реализации разработанных рекомендации по подбору игр и игрушек для детей от 2 до 7 лет;
4. Этап аналитический (декабрь 2016 год)
• проанализировать эффективность проводимой работы через анкетирование родителей.
Механизм реализации
Методические технологии составлены с учетом специфических и возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Тематическая направленность и организационная вариативность рекомендаций для родителей способствует формированию у детей познавательной и коммуникативно-речевой сфер.
Методические технологии будут реализовыны в разработке рекомендаций и совместном мероприятии с родителями и детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет с дальнейшим использованием в повседневной жизни ребенка.
Рекомендации включают в себя : подборку игр и игрушек в соответствии с возрастом детей от 2 до 7 лет.
Взаимодействие специалистов ДОУ с детьми и родителями
Кадровое обеспечение
№ Должность специалиста Количество исполнительных единиц
1 Психолог 1
2 Логопед 1
Итого: 2
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной технологии:
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания особого ребёнка в семье;
- разработать рекомендации для родителей по подбору игр и игрушек для детей от 2 до 7 лет;
- подготовить информационные материалы для родителей детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет;
- проанализировать эффективность проводимой работы через анкетирование родителей.
Критерии оценки
Количественные критерии эффективности реализации:
• количество родителей, посетивших групповую консультацию для реализации разработанных рекомендации по подбору игр и игрушек для детей от 2 до 7 лет;
Качественные критении эффективности реализации:
• получение отзывов от родителей об удовлетворенности оказанных услуг;
• сформировать ответственную позицию родителей на основе совместной деятельности со специалистами (анкетирование родителей)
Библиографический список
1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. //Дошкольное воспитание 2007, №3
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.
3. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.
4. Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М. : Просвещение, 1999.
6. Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.
7 Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
8. Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А., Соловьева И. Г., Титков Т. В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.
9. Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О. С. – М. : Просвещение, 1993.
10. Игра дошкольника. / Под ред. Новоселовой С. Л. - М. : Просвещение, 1989.
11. Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. : Владос, 2004.
12. Логопедия. /Под ред. Волковой Л. С. – М. : Владос. 1998.
13. Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М. : Аквариум, 1995
14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Под ред. Власовец Г. А. М. : Детство – Пресс, 2002.
15. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М. : Просвещение, 1982.
16. Максаков А. И., Тумакова Г. Т. Учите, играя. – М. : Просвещение, 1983.
17. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф. А. - М. : Просвещение, 1991.
18. Швайко Г. С Игры игровые упражнения для развития речи. – М. : Просвещение, 1988.
19. Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дошкольное воспитание 2007, №5