МААМ-картинки

Методические рекомендации

Екатерина Скороходова
Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по содержанию

центра природы в группах ДОО

Содержание и оборудование центра природы в группах

ГРУППА/

НАИМЕНОВАНИЕ

Комнатные растения *

Уголок дежурств

Оборудование для экспериментов

Оформление

Цветник, огород

Ранний возраст

4- 5 вида.

С крупными листьями (бегония)

С мелкими листьями (аспарагус, огонек)

Ребенку с 2,5 лет вместе со взрослым поливать некоторые растения.

-

Публикация «Методические рекомендации» размещена в разделах

Центр воды и песка: ведерки, лопаточки, совочки, грабельки, различные формочки, надувные. Пластмассовые, резиновые, заводные игрушки. Формочки для замораживания, различные емкости для переливания, камешки, лодочки, щепочки.

Муляжи овощей и фруктов: помидоры, огурцы, морковь, яблоки.

Календарь погоды

Картины, пейзажи по временам года. Картинки с домашними и дикими животными (соответствующие возрасту детей)

Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции

Млад-шая группа

4- 5 вида.

Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин

-

Материал для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, шишки, веточки, желуди.

Лейки, совочки, палочки.

Муляжи овощей и фруктов: см. выше + капуста.

Календарь погоды

Картины, пейзажи по временам года, Карточки с животными, птицами. Дидактические игры (природоведческие).

Икибаны, Гербарии, Поделки из природного и бросового материала.

Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции, посев крупных семян

Сред-няя группа

5-6 видов.

Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула.

Начиная со II половины года дежурство вместе со взрослым.

Для дежурства: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульвиле-затор, клеенки, ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом.

Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок, природный и бросовый материал: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки.

Стаканы, ящики для рассады.

Муляжи овощей и фруктов: см. выше + лук, груши, слива, свекла.

Икебаны, веточки, поставленные в воду, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы, птиц, растений. Альбомы с изображением животных, дидактические игры (природоведческие)

Смена помельче. Редис, свекла, репа, сбор крупных семян

Стар-шая группа

6- 7 видов по 2- 3 экземпляра.

Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ.

С начала учебного года в уголке природы вместе со взрослым, под контролем взрослого.

Оборудование: см. выше + ножницы для обрезания растений

См. выше + лупа

Муляжи овощей и фруктов: см. выше +картошка, репа, болгарский перец.

Оборудование:

см. среднюю группу + рисунки, поделки детей

Зелень, рассаду цветов, капусты, томатов, огурцов. Уборка сорняков, сбор урожая, семян, цветов. С помощью взрослого обрезка многолетних растений, рассада и деление многолетников.

Подготовитель-ная группа

6- 7 видов.

Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьерия, бальзамин, фикус.

2- 3 ребенка одновременно дежурят в уголке природы ежедневно,

Дежурят вместе со взрослым, под контролем взрослого, самостоятельно

Смотри старшую группу

Муляжи овощей и фруктов: см. старшую группу + экзотические фрукты.

Оборудование:

см. старшую группу + репродукции художников, сюжетные картинки, альбомы диких, домашних животных, насекомых, птиц, деревьев, цветы на клумбе, растения леса, поля, луга.

Фотоматериал: «Мой город, мой район»

Стихи по временам года с картинками, пословицы, загадки, приметы, поговорки.

См. старшую группы + морковь, редис, салат, свекла. Приготовление салата. Борьба с вредителями не химическими средствами

* комнатные растения, которые обязательно должны быть в данной группе

В каждой группе должны находиться:

1. Таблички к комнатным цветам.

2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле уголка природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др.) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

3. Календарь природы. (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно)

4. Графики дежурств: по уголку природы, по столовой, по занятиям.

5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)

В уголке природы:

1. Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей).

2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых.

3. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников.

4. Рисунки, книжки детей о природе.

5. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.

6. Корм для животных.

7. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.

Растения уголка природы младшей группы (3 -4 года).

При подборе растений уголка природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них.

Воспитанники младших групп должны научиться узнавать 2-3 растения, их части (стебель, листок, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями6 поливают водой, приготовленной взрослым. Обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

В уголке природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовываю детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте.

Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в уголке природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.

Растения уголка природы в средней группе.

В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей : дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями. Подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев.

Дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.

При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.

В средней группе кроме растений для уголка природы младших групп помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям, бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опущенными листьями)

В уголке природы средней группы может бать до 6-8 видов растений. Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).

Растения уголка природы старшей группы.

Знания детей старшей группы получат существенные дополнения. Дети узнают, что растения для своего роста нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Если что – то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям объясняется, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени, одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Закрепляется умение определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

В уголок природы вносится дополнительный ряд растений (при этом часть растений убирается или передается в младшую или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся, имеющие луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Растения уголка природы подготовительной к школе группы.

Основная задача: знакомство детей с природой – формирование у детей элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы.

Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

В этой группе продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода за растениями и сам характер организации труда (вводится дежурство по уголку природы). Дети учатся видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим в организации уголка природы обращается внимание на разнообразие растений не только по их внешнему виду, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

В уголок природы подготовительной группы помещаются растения, резко отличающиеся по своим потребностям: папирус, который 10 месяцев растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не большого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно.

В подготовительной группе детей знакомят с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония – рекс, сансевьера, : размножение луковицами (гемантус, принум, амараллис, размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус).

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, позволяет проводить наблюдения и труд в природе более интересным, содержательным и увлекательным.

Растения, которые нельзя выращивать в детском саду, потому что они либо содержат ядовитый сок, либо имеют шипы: акалифа, адениум, аламанда, бровалия, брунфельсия, кливия, кротон, диффснбахия, дипладсния, молочай, пуансетгия, паслен ложно персчечный; хемантус, гиипеаструм, кактусы, пахиподиум, фикус и др.

Паспорт экологического центра ( пример: средняя группа)

Энциклопедия

- «Новая детская энциклопедия».

- «Тайны живой природы».

- «Мир животных и растений.

- Чудо – всюду».

- «От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии».

- «Насекомые-рекордсмены.

- «Рыбы.

- «Жизнь. Подводный мир. Археология. Эволюция. Человек. Медицина. Энциклопедия юного ученого».

- Познавательная литература для детей:

Газина О. М. «Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр. ;

Крутов В. А. «Жизнь насекомых»., Дмитров ИД «Карапуз», 2003.;

Николаева С. Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников», Москва: «Просвещение», 2000. – 55 стр. ;

Тамбиев А. Х. «Экологическая азбука: Растения», Москва: «Школьная Пресса», 20000. – 32 стр. ;

Тамбиев А. Х. «Экологическая азбука для детей: Животные», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр. ;

Эршон В. Г. «Встречи на природной тропинке», Пермь: ИД «Кама-пресс», 2001. – 40 стр.

Демонстрационный материал

- «Животные обитающие на территории нашей страны»

Дидактические игры

- «Береги живое» /2ч. /; «Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса»; «Тропинки лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки» /3ч/, «Берегите наш лес».

Географические карты, глобус

Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации.

макеты

«Солнечная система», «Звёздное небо», «Пещерные люди», «Подворье», «Пустыня» и др.

Приборы, материалы для исследования

Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д.

Альбомы по экспериментированию

«Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др.

альбом

«Правила ухода за комнатными растениями», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы».

картотека

Комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений.

Комнатные растения

Подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста.

Календарь наблюдений

За живой и не живой природой.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к лэпбуку «Домашние животные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 с. Кандры Муниципального района Туймазинский район Республики.

Методические рекомендации для родителей «Занимательные пуговицы» Многим детям очень нравится играть с пуговицами. Дома с ребенком игру с пуговицами можно превратить в увлекательные, развивающие занятия,.

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорный твистер»Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорный твистер» Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить невозможно. Именно это возраст считается наиболее благоприятным для.

Методические рекомендации по использованию сухого бассейна Сухой бассейн - это своего рода манеж с большим числом мягких пластмассовых шариков внутри, в которых находится воздух, являющихся безопасной.

Методические рекомендации по оформлению проекта Методические рекомендации по оформлению проекта 1. Титульный лист: аббревиатура ДОУ, тема проекта, вид и тип проекта, сроки реализации.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики руки Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации по здоровьесбережению МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» Методические рекомендации «Сохранение.

Методические рекомендации «Скоро в школу» Методические рекомендации для родителей на тему «Скоро в школу» Если ваш ребенок умеет читать и писать, это не показатель того что он готов.

Методические рекомендации «В стране волшебных перчаток» Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов «Кузбасский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации
Опубликовано: 22 августа 2017 в 14:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Скороходова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД