Екатерина Скороходова
Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по содержанию
центра природы в группах ДОО
Содержание и оборудование центра природы в группах
ГРУППА/
НАИМЕНОВАНИЕ
Комнатные растения *
Уголок дежурств
Оборудование для экспериментов
Оформление
Цветник, огород
Ранний возраст
4- 5 вида.
С крупными листьями (бегония)
С мелкими листьями (аспарагус, огонек)
Ребенку с 2,5 лет вместе со взрослым поливать некоторые растения.
-
Публикация «Методические рекомендации» размещена в разделах
Центр воды и песка: ведерки, лопаточки, совочки, грабельки, различные формочки, надувные. Пластмассовые, резиновые, заводные игрушки. Формочки для замораживания, различные емкости для переливания, камешки, лодочки, щепочки.
Муляжи овощей и фруктов: помидоры, огурцы, морковь, яблоки.
Календарь погоды
Картины, пейзажи по временам года. Картинки с домашними и дикими животными (соответствующие возрасту детей)
Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции
Млад-шая группа
4- 5 вида.
Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин
-
Материал для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, шишки, веточки, желуди.
Лейки, совочки, палочки.
Муляжи овощей и фруктов: см. выше + капуста.
Календарь погоды
Картины, пейзажи по временам года, Карточки с животными, птицами. Дидактические игры (природоведческие).
Икибаны, Гербарии, Поделки из природного и бросового материала.
Лук, чеснок, бобы, фасоль, настурции, посев крупных семян
Сред-няя группа
5-6 видов.
Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула.
Начиная со II половины года дежурство вместе со взрослым.
Для дежурства: фартуки, лейки, тазы для воды, тряпочки, палочки для рыхления, пульвиле-затор, клеенки, ложки для корма, сачок для ловли рыб, баночки с кормом.
Сосуд с водой, формочки для снега и льда, камни, глина, песок, природный и бросовый материал: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки.
Стаканы, ящики для рассады.
Муляжи овощей и фруктов: см. выше + лук, груши, слива, свекла.
Икебаны, веточки, поставленные в воду, иллюстрации по временам года, набор карточек животных (диких, домашних, уголка природы, птиц, растений. Альбомы с изображением животных, дидактические игры (природоведческие)
Смена помельче. Редис, свекла, репа, сбор крупных семян
Стар-шая группа
6- 7 видов по 2- 3 экземпляра.
Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ.
С начала учебного года в уголке природы вместе со взрослым, под контролем взрослого.
Оборудование: см. выше + ножницы для обрезания растений
См. выше + лупа
Муляжи овощей и фруктов: см. выше +картошка, репа, болгарский перец.
Оборудование:
см. среднюю группу + рисунки, поделки детей
Зелень, рассаду цветов, капусты, томатов, огурцов. Уборка сорняков, сбор урожая, семян, цветов. С помощью взрослого обрезка многолетних растений, рассада и деление многолетников.
Подготовитель-ная группа
6- 7 видов.
Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьерия, бальзамин, фикус.
2- 3 ребенка одновременно дежурят в уголке природы ежедневно,
Дежурят вместе со взрослым, под контролем взрослого, самостоятельно
Смотри старшую группу
Муляжи овощей и фруктов: см. старшую группу + экзотические фрукты.
Оборудование:
см. старшую группу + репродукции художников, сюжетные картинки, альбомы диких, домашних животных, насекомых, птиц, деревьев, цветы на клумбе, растения леса, поля, луга.
Фотоматериал: «Мой город, мой район»
Стихи по временам года с картинками, пословицы, загадки, приметы, поговорки.
См. старшую группы + морковь, редис, салат, свекла. Приготовление салата. Борьба с вредителями не химическими средствами
* комнатные растения, которые обязательно должны быть в данной группе
В каждой группе должны находиться:
1. Таблички к комнатным цветам.
2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле уголка природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др.) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.
3. Календарь природы. (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно)
4. Графики дежурств: по уголку природы, по столовой, по занятиям.
5. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)
В уголке природы:
1. Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей).
2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых.
3. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников.
4. Рисунки, книжки детей о природе.
5. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.
6. Корм для животных.
7. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.
Растения уголка природы младшей группы (3 -4 года).
При подборе растений уголка природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок прежде всего обращает внимание на самые яркие и красивые из них.
Воспитанники младших групп должны научиться узнавать 2-3 растения, их части (стебель, листок, цветок). Дети привлекаются к уходу за растениями6 поливают водой, приготовленной взрослым. Обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.
В уголке природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовываю детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте.
Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в уголке природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.
Растения уголка природы в средней группе.
В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей : дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями. Подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев.
Дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.
При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.
В средней группе кроме растений для уголка природы младших групп помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям, бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опущенными листьями)
В уголке природы средней группы может бать до 6-8 видов растений. Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).
Растения уголка природы старшей группы.
Знания детей старшей группы получат существенные дополнения. Дети узнают, что растения для своего роста нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Если что – то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям объясняется, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени, одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Закрепляется умение определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).
В уголок природы вносится дополнительный ряд растений (при этом часть растений убирается или передается в младшую или среднюю группу).
Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся, имеющие луковицы, клубнелуковицы: 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.
Растения уголка природы подготовительной к школе группы.
Основная задача: знакомство детей с природой – формирование у детей элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы.
Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.
В этой группе продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода за растениями и сам характер организации труда (вводится дежурство по уголку природы). Дети учатся видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим в организации уголка природы обращается внимание на разнообразие растений не только по их внешнему виду, но и по их потребностям в определенных условиях среды.
В уголок природы подготовительной группы помещаются растения, резко отличающиеся по своим потребностям: папирус, который 10 месяцев растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не большого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка, поливать которую следует весьма умеренно.
В подготовительной группе детей знакомят с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония – рекс, сансевьера, : размножение луковицами (гемантус, принум, амараллис, размножение делением куста (аспидистра, циперус, аспарагус).
Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, позволяет проводить наблюдения и труд в природе более интересным, содержательным и увлекательным.
Растения, которые нельзя выращивать в детском саду, потому что они либо содержат ядовитый сок, либо имеют шипы: акалифа, адениум, аламанда, бровалия, брунфельсия, кливия, кротон, диффснбахия, дипладсния, молочай, пуансетгия, паслен ложно персчечный; хемантус, гиипеаструм, кактусы, пахиподиум, фикус и др.
Паспорт экологического центра ( пример: средняя группа)
Энциклопедия
- «Новая детская энциклопедия».
- «Тайны живой природы».
- «Мир животных и растений.
- Чудо – всюду».
- «От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии».
- «Насекомые-рекордсмены.
- «Рыбы.
- «Жизнь. Подводный мир. Археология. Эволюция. Человек. Медицина. Энциклопедия юного ученого».
- Познавательная литература для детей:
Газина О. М. «Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр. ;
Крутов В. А. «Жизнь насекомых»., Дмитров ИД «Карапуз», 2003.;
Николаева С. Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников», Москва: «Просвещение», 2000. – 55 стр. ;
Тамбиев А. Х. «Экологическая азбука: Растения», Москва: «Школьная Пресса», 20000. – 32 стр. ;
Тамбиев А. Х. «Экологическая азбука для детей: Животные», Москва: «Школьная Пресса», 2000. – 32 стр. ;
Эршон В. Г. «Встречи на природной тропинке», Пермь: ИД «Кама-пресс», 2001. – 40 стр.
Демонстрационный материал
- «Животные обитающие на территории нашей страны»
Дидактические игры
- «Береги живое» /2ч. /; «Птицы», «Дикие животные», «Деревья нашего леса»; «Тропинки лабиринты», «Земля и солнечная система», «Океаны и материки», «Чей малыш», «Чей домик», «Парочки» /3ч/, «Берегите наш лес».
Географические карты, глобус
Европа, Азия, Австрия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Урал, Березники, Российской Федерации.
макеты
«Солнечная система», «Звёздное небо», «Пещерные люди», «Подворье», «Пустыня» и др.
Приборы, материалы для исследования
Колбы, пробирки, штатив, мензурки, микроскоп, спиртовка, магнит, песок, глина, камни и т. д.
Альбомы по экспериментированию
«Свойства воды», «Тонет – не тонет», «Огонь», «Домашняя лаборатория» и др.
альбом
«Правила ухода за комнатными растениями», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Кустарники», «Цветы».
картотека
Комнатных растений, опыты и эксперименты, эколого-развивающие игры, картотека наблюдений.
Комнатные растения
Подбор комнатных растений, рекомендованных в дошкольном возрасте в соответствии возраста.
Календарь наблюдений
За живой и не живой природой.