Алёна Давыдова
Методические рекомендации по развитию творческой активности детей совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
«Развиваем творческую активность детей совместно с родителями»
Современное образование в настоящее время направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Основа этого развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения.
Публикация «Методические рекомендации по развитию творческой активности детей совместно с родителями» размещена в разделах
Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.
Многие родители считают : главное — восхищаться любимыми детскими работами, оберегая «внутренний мир» ребенка, давать возможность без всякого вмешательства с их стороны выражать свои мысли и чувства.
Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Конечно, не следует навязывать ребенку свое видение, свои вкусы, но научить ребенка навыкам и умениям необходимо.
Как достигнуть должного уровня детского творчества?
В каком возрасте оно возникает?
Каковы его источники?
Почему родители должны обращать внимание на проявление творческих способностей у ребенка?
Беседуя с родителями можно отметить : как правило, детское творчество раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать.
Детское творчество активизирует процесс обучения : развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, навыки, умение, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.
Чтобы деятельность ребенка носила действительно творческий характер, необходимы определенные условия.
Прежде всего, связь обучения с жизнью: родители должны знать и понимать, что ребенка может заинтересовать, то, что связано с его непосредственным опытом и окружением. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.
А в связи с тем, что восприятие дошкольников является чувственным (для них важно потрогать, увидеть, «почувствовать» реалии этого мира, познание мира должно носить наглядный характер.
Для создания творческой атмосферы в семье необходимо также предоставление ребенку свободы. Родители должны учиться понимать своего ребенка, помочь ему убедить родителей, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет не методика, а терпение, понимание, деликатность, доброта и вера.
Родители, приобщаясь к детскому творчеству, приобретают практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить.
Во время осенних прогулок, изображая красоту осеннего леса, родители увлечённо вместе с детьми рисуют. Это ценно, как общение, ведь ничто так не сближает детей и родителей, как совместная деятельность и в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь своему ребенку справиться с затрудненными, возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать личным примером.
Одной из форм работы с родителями являются выставки совместного творчества. Родители должны быть вовлечены в процесс развития творческих способностей детей. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок и активно участвуют в выставках: «Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Мой любимый город» и т. д. Родители оставляют отзывы о выставке.
1. Метод проектов.
Работа над проектом обогащает всех участников процесса и создаёт положительную эмоциональную атмосферу. Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для школьника в семье и школе, выработке согласованных и педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей. Вот темы проектов, которые были реализованы в моей практике : «Дарю прекрасное людям», «Каким я хочу видеть свой город», «Современные принцы и принцессы», «Каким я хочу видеть современного учителя», «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра», «Что такое счастье?».
2. Организация детско-взрослых праздников.
Детский день рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний, Новогодний карнавал, уроки – сюрпризы и другие совместные праздники – это возможность проявить творчество, выдумку и фантазию.
Атмосфера праздника сближает взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении праздничного меню, изготовлении призов. Каждый член семьи готовит конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы.
3. Совместное детско-родительское творчество.
Изготовление коллажа из природного материала, различных поделок, выпуск семейной или классной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток, украшений к праздникам, приготовление сладких угощений ко дню именинника и другим праздникам в классе – вот лишь некоторые виды работ, которые можно выполнять вместе с родителями как дома, так и в классе.
В школе можно устраивать выставки совместных работ детей и родителей различной тематической направленности. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в детском коллективе. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Такая форма детско-родительского взаимодействия так же способствует проявлению самостоятельности и самовыражению ребёнка. В нашей школе стало традицией проводить осенние и Рождественские ярмарки, на которых дети совместно с родителями могут продемонстрировать свои таланты и способности.
4. Чтение книг.
Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений.
5. Совместные развивающие детско-взрослые игры.
Любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и другие, усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – самая приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.
В. А. Сухомлинский считал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Он сравнивал игру с искрой, зажигающей в ребёнке огонёк пытливости и любознательности. Я с этим полностью согласна.
6. Организация детско-взрослой театрализации.
Дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются в раскрепощенной форме, отрабатывая и приобретая новые формы вербального и невербального общения. Но родители могут быть не только благодарными зрителями, но и участниками театрализованных действий вместе с детьми. Мини- спектакли, в которых актёры дети и родители, украсят любой праздник в школе.
7. Семейные экскурсии и путешествия.
Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Это могут быть просто прогулки по городу. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута экскурсии: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего мира. Семейные экскурсии можно устраивать как для всего класса, так и малыми группами. В своём классе, в рамках проекта «Великие люди России» совместно с родителями были организованы экскурсии в Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», город-герой Волгоград.
8. Посещение театров, кинотеатров.
На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Далее дети сами выбирают место и темы просмотров.
9. Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий», «Альбома достижений».
Развивая творческие способности и творческую индивидуальность детей через разнообразную совместную деятельность, мы помогаем им осваивать мир красоты и добра. Совместно с родителями дети успешно овладевают основами изобразительной грамоты, которая открывает им путь к пожеланию изобразительного искусства и красоты окружающего мира.