Папки-передвижки

Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников

Басалаева Елена Анатольевна
Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Я Елена Анатольевна Басалаева работаю в ЦРР детский сад № 18 «Теремок» представляю методические рекомендации «Формирование начал экологической культуры дошкольников.

ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Публикация «Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В статье 58 Конституции Российской Федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Передовые педагоги XIX века В. Ф. Одоевский и К. Д. Ушинский считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. В. Ф. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный период детства. В этот период у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Цель: создание условий для формирования у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически-деятельного отношения детей дошкольного возраста к миру природы.

С задачами можно ознакомится на слайде.

Новизна методических рекомендаций заключается в том, что содержание направлено на достижение воспитательных эффектов через реализацию системы мероприятий и в возможности использования таких методов как игровое проблемное обучение, наглядное моделирование и проектная деятельность, позволит значительно повысить эффективность обучения детей в области экологического образования. Использование этих методов является для дошкольников инновационным, их использование актуально и очень эффективно.

Данный опыт будет полезен педагогам дошкольных организаций по формированию начал экологической культуры.

В основе методических рекомендаций лежат следующие принципы: (видите на слайде)

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной

деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Для эффективной работы по данному направлению необходимо организовать «экологическое пространство».

Развивающая экологическая среда представлена следующими центрами: (приложение 1)

«Маленький ученый» - ( представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды, природные материалы, медицинские материалы,бросовый материал, и т.

«Уголок природы» - (календарь природы, модель календаря природы, уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);

«Огород на подоконнике» - (мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур) (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки» - (центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами). Детям предлагаются различные материалы: для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти); для лепки (пластилин, глина, соленое тесто); для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты). Здесь же организовать выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа» - (центр организован на территории детского сада).

Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: (лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.)

Работая с детьми по формированию начал экологической культуры

целенаправленно проводимые наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, чтение художественной литературы, подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе. Проводимая работа по формированию начал экологической культуры будет наиболее эффективна с использованием методов : проблемного обучения, моделирования, проектного метода.

Метод проблемного обучения (слайд с алгоритмом) помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод игрового проблемного обучения позволяет образовательную деятельность превратить в увлекательную игру, а в игре, как известно, ребёнок развивается. В использовании этого метода важна последовательность. Нужно соблюдать алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов:

- постановка проблемы;

- актуализация знаний;

- выдвижение гипотез, предположений;

- проверка решения;

- введение в систему знаний.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

• Проблемные ситуации, возникающие при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта.

Ситуация 2

Сравнение хвойных и лиственных деревьев: дети знают, что хвойные деревья всю зиму зеленые, а лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

При чтении рассказа о лиственнице дети выясняют, что лиственница сбрасывает хвою на зиму. Несоответствие достигнутого уровня знаний с научным фактом.

Возникает ПС: «Все ли хвойные вечнозеленые?».

Предлагается сравнить два дерева из хвойных: ель и лиственница. Подводим к противоречию:

- Почему ель зимой и летом зеленая, а лиственница на зиму сбрасывает хвою?

Ситуация 3

«Почему кактус без воды не вянет?»

Проблема вытекает в ходе опыта и наблюдения за комнатными растениями: если вовремя не полить растение, то одни начинают опускать листики, вянуть, а кактус - нет и в частом поливе не нуждается.

• Проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами.

• Ситуация 2

• На прогулке лепка куличей из сухого песка, сухой глины «Как слепить куличики?».

• Ситуация 3

Уход за комнатными растениями: Детям предлагается протереть листья фикуса и влажной фиалки тряпочкой. Так как у фиалки на листьях ворсинки, тряпочкой протереть невозможно. «Как очистить листья фиалки от пыли?»

• Проблемные ситуация можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых:

• - фактов, явлений

• - мнений ученых, писателей, сказочных героев

• - мнений самих дошкольников

• - различных вариантов текстов произведений, сказок, видов искусств

• Ситуация 1

«Почему варежки мокрые?»

• -Какое время года на улице? (зима); - Мы видели на прогулке воду?;

• - Зимой мы можем увидеть на улице воду?;- Почему промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

• Проблемные ситуации можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям.

• Ситуация 1

• При ознакомлении с пустыней дети пришли к выводу «В пустыне жить нельзя, там нет воды». Формулируем проблему: «Есть ли в пустыне вода? Можно ли жить в пустыне?». Далее могут появиться вопросы «Кто живет в пустыне? Что растет в пустыне?»

• Проблемные ситуации можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки:

• Ситуация 1

«Что быстрее в тепле растает: снег или лед?». Выводим гипотезы, проверяем опытническим путем. Может возникнуть вопрос «Почему лед тает быстрее, чем снег?»

• Ситуация 4

• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

Использование метода моделирования (слайд)

Пример : на слайде показана модель, которая намного облегчит задачу детей описать внешний вид птиц. Пользуясь этой схемой ребёнок легко расскажет что у птиц есть клюв, тело птицы покрыто перьями, у птицы 2 лапки, она умеет летать и выводит птенцов из яиц.

• в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

• - развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

• - учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта.

• Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. (слайд с аквариумом)

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Следующий метод - Метод проектов (слайды с огорода) является для дошкольников инновационным, его использование актуально и очень эффективно. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения.

Сотрудничество с родителями

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи. Дополняя друг друга, общими усилиями они имеют возможность создать максимально благоприятные условия для развития ребенка. Одной из задач эколого - педагогической деятельности воспитателя это просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

Работу в данном направлении можно осуществлять таким образом: создавать проблемные ситуации, чтобы ответ на них ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, (слайд) чтения природоведческой литературы, совместно (с детьми и их родителями) выходить на экскурсии в парк, (слайд) на водоёмы, выезжать в лес. После таких интересных встреч, родителям рекомендуется вместе со своими детьми оформлять мини-книжки, (слайд) слушать звуки природы, устроить выставку из созданных мини-книг, фото выставки в группе, составьте гербарии. (слайд) Предложите родителям вместе с детьми создать, «зеленую аптеку». Для обогащения знаний родителей по данной теме организовывайте КВНы, консультации, совместные познавательные вечера, досуги, создайте в группе библиотеку для родителей, серию буклетов, информационных бюллетеней и справочный материал для того, чтобы родители могли самостоятельно воспитывать у детей положительное отношение к природе.

Эти рекомендации являются лишь началом долгого и вместе с тем интересного и полезного пути овладения экологической культуры.

Хотелось отметить, чтобы выявить уровень сформированности экологической культуры у детей нужно проводить беседы с детьми, организовывать дидактические игры, создавать проблемные ситуации, обучать моделированию, что будет способствовать проявлению знаний и бережного отношения к природе. Постоянно расширяйте у дошкольников кругозор, познавательный интерес, сенсорику, наблюдательность; учите устанавливать взаимосвязи; обнаруживать причинно - следственные связи; самостоятельно использовать мерку, модели, схемы. И в результате вашей работы вы получите:

-сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием;

-повысится интерес детей к объектам живой и неживой природы; вопросы детей будут носить познавательный характер; -

-повысится уровень экологической воспитанности детей; качественно изменится отношение детей к природе.

Публикации по теме:

Игровые технологии по экологическому воспитанию старших дошкольников Ход мастер-класса Вступление Кромсая лед, меняя рек течение, Твердите вы, что дел невпроворот, Но вы еще попросите прощение.

Конспект совместной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников «Лесная сказка» Конспект совместной образовательной деятельности по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Лесная сказка» Задачи:.

Конструкт совместной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников «В гости к сосне» Группа: старшая Образовательная область: «Познавательное развитие», «художественно- эстетическое» Тема: «В гости к сосне» Форма НОД: экскурсия.

Методические рекомендации для педагогов по профилактике агрессивных проявлений в поведении старших дошкольников 1. Методы и приемы профилактики по преодолению агрессивности детей В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные формы.

Методические рекомендации «Использование технологии проектирования в развитии дошкольников» В настоящее время современное общество характеризуется стремительным ростом объема научной информации, большой скоростью процесса старения.

Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией Методические рекомендации по формированию фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией. На основании анализа методической.

Методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников • При выборе материала необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, нравственную направленность сюжета, что бы воспитывать.

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Кто где родился, там и пригодился» Народная мудрость. Воспитание нравственности ребенка дошкольного возраста - один из самых важных компонентов.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников младшего возраста Для развития у детей музыкальных способностей существуют следующие музыкальные игры и упражнения: «Музыкальные игрушки» Динь-динь-динь-динь.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, беднее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 3 июля 2016 в 13:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Басалаева Елена Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД