Валентина Алексеева
Конструкт совместной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников «В гости к сосне»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: старшая
Образовательная область: «Познавательное развитие», «художественно- эстетическое»
Тема: «В гости к сосне»
Форма НОД: экскурсия
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.
Планируемый результат:
• Дети обладают развитым воображением.
• Обладают установкой положительного отношения к окружающему миру.
• Проявляют любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями.
Публикация «Конструкт совместной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников „В гости к сосне“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
• Склонен наблюдать.
Цель: Закреплять знания детей о сосне в зимнее время.
Задачи:
Воспитательные
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.
• Стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.
Развивающие
• Сформировать представления об объектах окружающего мира - деревьях, в зимний период.
• Развивать любознательность, воображение, наблюдательность.
• Сформировать представления о свойствах объектов окружающего мира и причинно- следственной связи.
• Развивать память, мышление, логику.
Обучающие
• Учить детей наблюдать и обобщать представления о сезонных явлениях природы.
• Учить правилам поведения в природе.
• Обогащать словарь детей.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) : содействие и сотрудничество детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания : формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип природосообразности, целостности, научности.
Методы: беседа, наблюдения, игровая ситуация.
Средства воспитания и обучения : лупа, фотоаппарат, украшения для сосны.
Предварительная работа:
• заучивание стихотворения В. Волдина «Я люблю сосновый бор»,
• рассматривание иллюстраций и открыток с изображением елей в естественных условиях (зимой, летом).
Ход экскурсии:
Этап. Мотивация на совместную деятельность.
- Я хочу пригласить вас в уголок такого леса, где растут удивительные деревья с необыкновенными листьями, в которых спрятано много тайн. Хотите открыть тайны этих необыкновенных листьев? Тогда отправляемся.
-Но прежде чем мы пойдём в лес, давайте подумаем, как дойти туда (Воспитатель предлагает составить маршрут, подумать, что возьмём с собой). А для чего мы это всё возьмём?
И повторим правила поведения на улице и правила дорожного движения.
Этап. Беседа по содержанию.
- Полюбуйтесь зимним лесом, его красотой.
Что за чудо зимний лес, сколько сказочных чудес!
В сказке этой я лесной, сон иль явь передо мной.
Вот берез роскошный ряд, шали белые горят серебром-
А вот в сторонке в шубах елочки-девчонки,
А какая тишина, Бело-белая страна!
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на снег, на нем есть много знаков. Давайте поиграем в игру «Следопыт» и попробуем отгадать, что же это за знаки.
- А сейчас угадайте мою тайну. Вот в этой коробочке (показывает) и находятся чудо листья, о которых я вам говорила. Открыв ее, вы должны найти дерево, у которого такие удивительные листья (хвоинки сосны).
Чтение стихотворения «Я люблю сосновый бор».
- Кто из вас догадался, почему я сосну назвала необыкновенным деревом? Можно ли назвать сосну лиственным древесным растением? Почему сосну называют хвойными деревьями? Что такое хвоя? Правильно, хвоя – это видоизмененные листья сосны. Как можно ласково назвать хвою? (хвоинка, хвоиночка, хвоинушка). Понюхайте душистые листья-иголки.
- Скажите, сбрасывает ли сосна листья-иголки на зиму? Да, листья-иголки у сосны научились защищаться от холодов. Предлагаю вам при помощи «волшебных стекол» (луп) рассмотреть хвоинку сосны, Что вы можете сказать про хвоинки? Поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. Этот защитный слой сохраняется на хвоинке в течение всей жизни. Но для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высохнет, так она сразу же погибает. С помощью чего дышат деревья? Вспомните, где у листьев находятся дыхательные «окошечки» листьев – устьица. А вот у хвоинок эти невидимые дыхательные окошечки-устьица разбросаны по всей поверхности листьев-иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания, окошечки-устьица плотно запечатываются воском. Как вы думаете, почему лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные деревья стоят зелеными? Обратите внимание на приспособление древесных растений к среде обитания: хвоя сосны живет на дереве 2 – 3 года, постепенно заменяется новыми хвоинками. Так кто догадался, почему же хвойные деревья называют вечнозелеными?
Действия детей.
Дети слушают стихотворение, оглядывают лес.
Дети находят следы птиц, шишки, чешуйки шишек, сломанные веточки и т. д.
Рассматривают и отвечают.
Читают стихотворение.
Рассказывают, отвечают на вопросы, рассуждают.
Рассматривают, делятся впечатлениям.
Слушают воспитателя.
Физминутка «Сосна»
- Давайте поиграем в игру «Сосна».
Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.
Мы посадим сосну –
(Все ходят по кругу вокруг «сосны»)
Вот, вот!
(Присесть)
Пускай наша сосна
(Медленно встать)
Растет, растет!
Вырастай ты, сосна,
(Поднять руки вверх)
Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна,
(Развести руки в стороны)
Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна,
(Делают «пружинку»)
В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего,
(Хлопают в ладоши)
Покружись для нас!
(Ведущий танцует, кружится)
А мы с этой сосны
Шишки срывать будем.
(Приближаются к ведущему)
От нашего Сережи
(Стараются дотронуться до ведущего)
Убегать будем!
(Дети убегают, ведущий их ловит)
- Знаете ли вы, как определить возраст сосны? Можно определить по количеству веток, расположенных кольцом вокруг ствола сосны. Давайте проверим.
Практическая работа.
- Вы знаете, когда перед Новым годом по улицам мчатся машины с соснами, мне всегда почему-то становится очень грустно. Как вы думаете, почему? Да потому, что я сразу же представляю себе их родной дом – лес, где они жили дружной семьей. Страшно мне становится, когда я представляю этот «дом» пустым, с торчащими пеньками… Мне даже кажется, что я вижу, как обрубленные стволы колючих красавиц, словно обиженные люди, начинают «плакать» смолистыми слезами. О чем они плачут? А отчего может плакать человек? Кем для нас, людей, являются деревья? (кормилицами, защитниками, лекарями, друзьями). Значит, сосна – наш друг? А разве можно своего друга губить, лишать его жизни, даже ради праздника?
- Послушайте стихотворение о том, как сосна росла в лесу :
… Звездного неба пространство безбрежное
Там возвышалось над ней,
Стлались под нею ковры белоснежные
С синим узором теней.
Ветер ей пел свои песни свободные,
Сказки ей лес говорил,
Щедрый мороз ее в ночи холодные
В жемчуг, алмазы рядил…
- Вот какими красивыми словами можно назвать обыкновенное дерево в снегу. Как вы думаете, можно ли устроить праздник, не срубая дерева? Как?
Действия детей.
Выполняют практическую работу
Участвуют в беседе-рассуждении. Ищут выход из ситуации.
Украшение дерева.
Хоровод вокруг дерева.
Этап. Подведение итогов.
- Понравилось вам в лесу?
- Какие тайны узнали о сосне?
- Давайте попрощаемся с колючими красавицами и скажем: «Желанные гостьи, живите в лесу! Несите нам здоровье и радуйте наш глаз!»
В дальнейшем дети, совместно с воспитателем, оформляют фотовыставку «В гостях у сосны», рисуют на тему «Всегда стройна и ясна прямая стройная сосна».
Во время экскурсии воспитатель фотографирует детей и их деятельность.