Анна Глущук
Игровые технологии по экологическому воспитанию старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер-класса
Вступление
Кромсая лед, меняя рек течение,
Твердите вы, что дел невпроворот,
Но вы еще попросите прощение
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но вам об этом думать не охота,
Сейчас вам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Все меньше - окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Публикация «Игровые технологии по экологическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для повышения эффективности экологического образования дошкольников я использую разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.
Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.
Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.
Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром.
Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы:
игры экологического содержания помогают ребенку:
а) увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы;
б) осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
- Уважаемые коллеги, вы думаете, что хорошо знаете растительный мир, ну, конечно, чего там сложного. Сейчас я хочу предложить вам игру " Я знаю лес".
Я задаю вопрос, бросаю мяч, поймавший отвечает.
- Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)
- Узнайте дерево по описанию: "Высокое, стройное, с желтовато-красной корой, ветви только на вершине" (Сосна).
-Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки).
- Какое дерево является символом России? (береза).
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны (кедровка).
-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа).
Ответивших зрителей на вопросы я приглашаю на игру.
1. Комментарий: данная словесная игра развивает у детей мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания. Развивает внимание и быстроту реакции в выполнении движений.
Следующую игру я применяю в работе с детьми очень часто, дети любят ее и охотно играют, а сможете ли вы построить «Пищевые цепочки на лугу».
Условия игры: на столе разложены карточки с изображениями обитателей луга: растение, гусеница, птица, пшеница, мышь, хищная птица, кузнечик, насекомые и личинки, крот. Ваша задача как можно больше составить пищевых цепочек луга.
Комментарий: данная игра закрепляет знания детей об обитателях луга и пищевых связях на лугу, побуждает ребенка быть активным, реагировать на игровую ситуацию.
«Что было бы, если из леса исчезли…»
- Что бы произошло с остальными объектами леса если бы исчезли…
• исчезли птицы;
• пропали ягоды;
• не было грибов;
• ушли из леса зайцы;
• исчезли насекомые;
• в лес не приходил бы человек.
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Следующая игра – художественно-продуктивная «Дорисуй предмет».
Условия игры: участникам игры раздаются силуэты разных видов деревьев.
Задание: каждому участнику игры правильно дорисовать на дереве листья, плоды. Презентовать свою работу через поэтическое слово.
Комментарий: данная игра способствует развитию у детей наблюдательности, зрительной памяти, развитию творческих способностей к рисованию. Развитие коммуникативных способностей.
Дуб, береза, ель, сосна, кустарник, садовое дерево.
Пока участники готовятся мы, коллеги, поиграем в игру: "Угадай по форме"
Попробуйте угадать названия растений по графической форме листовых пластинок.
(округлая, овальная, продолговатая, линейная).
А также, по форме основания листовых пластинок: (клиновидная, округлая, сердцевидная).
Комментарий: данная игра закрепляет знания детей о форме листа, развивает наблюдательность, внимание, пополняет словарный запас для составления описательного рассказа.
И снова я с вами, на этот раз я предлагаю вам немного заострить свое внимание.
Игра «Что ты видишь на картинке».
(лист, помидор, морковь, гриб, яблоко, бабочка, вишня, грабли, груша, лейка, цветок, божья коровка).
Комментарий: данная игра развивает внимательность, наблюдательность, остроту зрения.
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Частушка экологическая!». Для этого выберите из предложенных вам карточек с частушкой, и исполните её соответственно вашему настроению и вашему отношению к моему мастер-классу.
Комментарий: данная методика позволяет использовать элементы фольклора в качестве экологического воспитания развивает у детей чувство юмора.