Оксана Давыдова
Методические рекомендации по экологии «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы с вами живём на дне воздушного океана. Когда нам хочется подчеркнуть значение чего – либо, мы говорим: «Это необходимо нам, как воздух». Действительно, человек может прожить без пищи и воды несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты.
Публикация «Методические рекомендации по экологии „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для работы по большой теме «Экология» необходимо учитывать разные аспекты и такие компоненты природы,как воздух. Какими свойствами он обладает? Какую роль он играет в жизни людей и других живых существ? Какие животные научились использовать атмосферу для жизни, как они приспособились к обитанию в таких условиях? Почему сегодня мы так много говорим о загрязнении воздуха? Как загрязнённый воздух влияет на наше здоровье? Можем ли мы хоть как – то избежать вредного влияния различных выбросов? Какие правила безопасности в связи с этим необходимо знать и соблюдать? Зависит ли от каждого из нас качество воздуха? Эти и другие вопросы, связанные с воздушной оболочкой Земли необходимо рассмотреть в своей работе.
Методические материалы по данной теме необходимо использовать в сочетании с другими программами, как комплексными, так и дополнительными, для ознакомления дошкольников и младших школьников с природой, окружающим миром, при проведении различных праздников, экскурсий, для просвещения родителей. Согласно федеральным требованиям к содержанию образовательных программ воспитателю необходимо создавать условия для различных видов детской деятельности. Поэтому свою работу необходимо построить по тематическому принципу. Все темы должны быть связаны между собой. Так, одну тему можно раскрыть через экспериментирование, изобразительную деятельность, наблюдение, другую – через экспериментирование, моделирование, чтение и обсуждение литературы.
Изучая первые темы, дети должны выяснить, где и как можно обнаружить воздух, каковы его свойства. Затем они знакомятся с ветром. Последующие темы необходимо посвятить значению воздуха в жизни растений, животных, их приспособленности к обитанию в воздушной среде. Затем следуют темы о роли воздуха и ветра в жизни людей, проблемах охраны природы, правилах экологически грамотного поведения. Поскольку речь идёт об экологическом образовании, следует уделить большое внимание природным взаимосвязям. На их примере дети постигают причинно – следственные связи в окружающем мире. Например, изучают летающих животных, их приспособленность к обитанию в воздушной среде, распространение семян ветром и многое другое.
Наше здоровье во многом зависит от экологической ситуации в стране, регионе и даже в конкретном доме. Поэтому необходимо раскрывать темы, связанные с экологически безопасным поведением детей и взрослых. Эти темы нужно рассматривать вместе с папами и мамами, бабушками и дедушками. Важно также показать дошкольникам и родителям, что состояние атмосферы в чём – то зависит от действий каждого из нас (включая детей, а не только от руководителей заводов и фабрик. Например, чем тщательнее мы будем закрывать окна и двери зимой, тем меньше выбросов в атмосферу будет поступать от тепловых электростанций, а значит, выпадет меньше кислотных осадков.
В то же время важно помнить о том, что дошкольников нельзя перегружать негативний информацией. Иногда во время бесед педагоги употребляют выражения «отравненнй воздух», «нечем дышать» … Такой подход может просто напугать детей, сформировать у нихчувство безысходности, ведь они очень эмоционально воспринимают наши слова. Можно познакомить дошкольников и их родителей с источниками загрязнения их непосредственного окружения, научить выбирать безопасные места для прогулок и игр, рассказать о том, как люди пытаются решить проблему загрязнения воздуха, что может для этого сделать каждый человек. Если разговор на эту тему ведётся на «детском» языке, например, с привлечением сказочных героев, у ребёнка не создаётся мрачного впечатления об окружающей среде. В то же время у него закладываются основы экологически безопасного поведения, формируется положительное отношение к чистому воздуху, он начинает понимать значение воздуха в жизни людей, в природе и важность его охраны. Необходимое условие успешной работы с дошкольниками – создание развивающей предметной среды, причём с учётом её вариативности. Наблюдать, экспериментировать, рисовать, обсуждать увиденное можно как в группе, так и во время прогулок. Главное, чтобы дети знакомились с природой не по картинкам, а могли постоянно с ней общаться. На занятиях малышам должно быть интересно: предоставьте им возможность трогать, нюхать различные объекты природы, наблюдать, экспериментировать и самостоятельно играть, получать ответы на свои, иногда совершенно неожиданные для взрослых вопросы. В то же время, организовывая экскурсии, прогулки, помните о том, что дети не должны дышать загрязнённым воздухом.
Занимаясь экологическим образованием, не надо забывать о том, что главным является не приобретение ребёнком знаний, а формирование у него бережного отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного и безопасного как для окружающей среды, так и для самого ребёнка, для его здоровья.
Не надо стремиться к тому, чтобы дошкольники запомнили как можно больше разных терминов, не употребляйте сложных и непонятных для ребёнка слов. Гораздо важнее развивать у ребят познавательный интерес к объектам неживой природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, научить их понимать, что в природе всё взаимосвязано. Экологическое образование подразумевает новый взгляд на привычную для нас окружающую среду. Даже на участке детского сада несложно найти огромное количество интереснейших объектов для исследований и игр. Например, зимой после ветреного дня на снегу можно обнаружить семена клёна, берёзы и других растений. Это прекрасный повод для разговора о летающих семенах. Дети с удовольствием ищут на снегу похожие и разные семена, бросают их, наблюдают за особенностями полёта, скоростью падения, соревнуются, чьё семечко улетит дальше.
Для закрепления полученных знаний можно предложить детям сделать своими руками оборудование для опытов и наблюдений, изготовить бабочек и птиц, воздушных змеев и другие поделки из бросового и природного материала.