Елена Сивохина
Методические рекомендации по учебному предмету «Партерная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
"Партерная гимнастика"
автор: педагог дополнительного образования Сивохина Е. Н.
Методические рекомендации по учебному предмету «Партерная гимнастика» для учащихся 5-14 лет.
Пояснительная записка
Для успешных занятий хореографическим искусством, учащимся необходима общая физическая подготовленность: высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его мышечной и костно-суставной систем, которые обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Двигательный аппарат должен быть достаточно сформирован для того, чтобы тело не было стесненным в движении, негибким, маловыразительным.
Публикация «Методические рекомендации по учебному предмету „Партерная гимнастика“» размещена в разделах
Партерная гимнастика (фр. «parterre» — по земле) — выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров.
Цель учебного предмета – развить природные физические данные учащихся, сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
Основные задачи:
— укрепление и развитие силы мышц, эластичности связок, гибкости позвоночника, подвижности суставов, выносливости, координации работы опорно-двигательного аппарата учащегося;
— формирование навыков культуры движений;
— развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, чувства коллективизма;
— воспитание мотивации к занятиям хореографическим искусством.
Занятия по учебному предмету «Партерная гимнастика» способствуют развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность, подъем стопы, высота и легкость шага, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота, которые составляют так называемую профессиональную пригодность.
Они развивают чувство ритма и музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения классического, народно-сценического, историко-бытового и современного танца.
Каждое занятие по учебному предмету «Партерная гимнастика» включает разминку, комплексы упражнений на полу и релаксацию, которые связаны между собой.
Разминка предназначена для включения в работу в динамичном режиме опорно-двигательного аппарата, разогрева мышц, для концентрации внимания. Разминочные упражнения представляют собой разнообразные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц тела.
Комплексы упражнений на полу, в том числе стретчинговые (stretching — растяжка) и корригирующие, создаются с целью направленного воздействия и включения в работу различных групп мышц.
При составлении комплексов упражнений педагогу следует учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями :
тщательный подбор исходных положений для упражнений;
всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением» : напряжение — расслабление, растягивание — силовая нагрузка;
растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—5 раз);
выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
использование малой амплитуды движений для увеличения
интенсивности воздействия упражнений;
контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы;
контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
контроль за утомляемостью учащихся;
исключение физических упражнений в период острых заболеваний;
Раздел 1. Упражнения для разминки
Тема 1.1. Разновидности ходьбы, исполнение марша в разных пространственных перестроениях
Бытовой шаг, ходьба на высоких и низких полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, «гусиным шагом», с переплетающимися ногами и т. д.
Марш на месте, по квадрату, по кругу, по прямой, по диагонали, в построении в линии, шеренги, колонны, размыкания и смыкания.
Марш с добавлением движений:
головы — повороты, наклоны;
рук — поднимание, опускание перед собой, над головой;
с хлопком, за спиной;
круговые движения руками вперед, назад, поочередно и вместе;
вращательные и сгибательные движения кистями;
корпуса — повороты, наклоны влево, вправо;
ногами — с вытянутого подъема стопы, с подъемом колена вверх, с подъемом на полупальцы, с приседанием на полупальцах.
Тема 1.2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения, развивающие гибкость шеи:
наклоны,
повороты,
круговые движения головой.
Упражнения, развивающие эластичность плеча и предплечья, подвижность локтевого сустава: опускание и поднимание, круговые движения вовнутрь и наружу, отведение вперед и назад плеч и предплечий.
Упражнения, развивающие подвижность лучезапястных суставов, эластичность мышц кисти:
одновременное и последовательное сжимание и разжимание пальцев рук;
сгибательные, разгибательные, вращательные движения кистями рук в локтевых суставах.
Упражнения, развивающие подвижность позвоночника:
сгибания и разгибания,
наклоны, повороты вправо и влево,
круговые движения, скручивания корпуса.
Упражнения, развивающие подвижность коленных суставов:
приседания,
выпады,
горизонтальные круговые движения коленями.
Упражнения, развивающие подвижность суставов, эластичность мышц стопы:
прыжки на полупальцах, не касаясь пола пятками;
подъем стоп, не отрывая пяток от пола;
шаг на месте с вытягиванием подъема стопы;
приседания, не отрывая пяток от пола;
тренировка мышц свода стопы, поднимаясь на полупальцы обеих ног по VI, невыворотной I, позициям ног;
приседания и подъем на высокие полупальцы;
стретчинговые упражнения (активные).
Тема 1.3. Упражнения на напряжение и расслабление групп мышц тела
Напряжение и расслабление мышц
шеи;
ног;
рук;
всего корпуса.
Подъем и сброс плеч. «Твердые» и «мягкие» руки. «Твердые» и «мягкие» ноги.
Раздел 2. Комплексы упражнений партерной гимнастики
Тема 2.1. Упражнения для эластичности мышц стопы, растяжения
ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок
В положении лежа на спине и сидя:
— вытягивание и сокращение подъема стопы по VI позиции ног;
— развороты стоп с вытянутым и сокращенным подъемом в I позиции
ног;
— вращательные движения стопами внутрь и наружу;
— приподнимание в воздух вытянутых ног попеременно на 25°, 45°, 60°;
— упражнение «складка» — наклон ровного корпуса на вытянутые ноги с захватом руками стоп ног;
Тема 2.2. Упражнения для развития выворотности ног, подвижности
и гибкости коленного сустава
В положении лежа на спине:
— напряжение и расслабление ягодичных мышц;
— поворот бедер, голени и стоп внутренней стороной наружу;
— круговые движения голенью ног вправо, влево.
В положении сидя:
— упражнение «велосипед» — поочередное сгибание и вытягивание ног над полом.
В положении сидя по-турецки:
— подъем корпуса в вертикальное положение;
В положении стоя на коленях:
— сед на пол между стопами ног.
Тема 2.3. Упражнения для развития подвижности тазобедренных
суставов и эластичности мышц бедра
В положении лежа на спине:
— поочередное выпрямление согнутых ног с помощью рук;
В положении сидя:
— наклоны вперед, с касанием вытянутых и разведенных в стороны ног, касаясь локтями пола;
— поочередное касание пола коленом вовнутрь согнутых и поставленных врозь ног;
— упражнение «лягушка» — касание пола согнутыми в коленях и разведенными врозь ногами;
— упражнение «лягушка» с наклоном корпуса вперед;
Тема 2.4. Упражнение для развития танцевального шага
В положении лежа на животе:
— упражнение «лягушка» с поднятым и прогнутым назад корпусом, прижатыми пятками и животом к полу.
В положении лежа на спине:
— подъем согнутой в коленном суставе ноги с отводом в сторону вверх с помощью руки;
— подъем ноги на 90° с выворотной и сокращенной стопой, с нагрузкой на поднятую ногу (с посторонней помощью);
— растяжка поднятой вперед вверх ноги на 180° (с посторонней помощью).
В положении сидя:
— выпрямление согнутых в коленях ног с разворотом стоп в I позиции ног с одновременным медленным наклоном корпуса к ногам;
— наклоны корпуса вперед с касанием пола к раскрытым до предела в стороны ногам;
— виды «шпагатов» — продольный, поперечный.
Тема 2.5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
В положении лежа на спине:
— поочередный и одновременный подъем выворотных ног с сокращением и вытягиванием стоп в воздухе;
— подъем корпуса в положение сидя с вытянутыми вперед руками, с закрепленными на полу ногами (при седлообразной спине);
— одновременный подъем корпуса и вытянутых ног до образования угла
согнутых в коленях ног и корпуса с разворотом их в разные стороны;
— забрасывание прямых ног за голову и возвращение в исходное положение;
— приподнимание головы с целью увидеть свои стопы (при сутулой спине).
В положении сидя:
— упражнение «ножницы» — поочередное выбрасывание прямых ног вверх с большой и малой амплитудой, раскрытие и перекрещивание ног над полом;
Тема 2.6. Упражнения на развитие гибкости позвоночника
В положении лежа на спине:
— приподнимание верхней части позвоночника с удерживанием тела на крестцовой части позвоночника и затылочной части головы «маленький мост» (при сутулой спине);
— прогиб корпуса с опорой на локти, без отрыва головы и таза от пола;
— наклон туловища вправо, влево без отрыва спины от пола;
— касание пола справа и слева коленями согнутых ног с одновременным поворотом головы в противоположную сторону;
— упражнение «березка» — выход в стойку с вытянутым вверх позвоночником опорой на плечи, локти и кисти рук, шея, свободна спина, таз, ноги вытянуты в одной плоскости вертикально вверх.
В положении сидя:
— выпрямление согнутых в коленях ног без отрыва туловища от ног с захватом пяток руками;
— наклоны корпуса вправо, влево с одновременным касанием пола локтем руки за коленом отведенных в сторону ног.
В положении лежа на животе:
— упражнение «лодочка» — одновременное вытягивание и приподнимание рук вперед, ног назад, с последующим раскачиванием;
— упражнение «качели» — захват руками щиколоток согнутых в коленях ног, их вытягивание вверх с одновременным раскачиванием;
— упражнение «кольцо» — прогиб корпуса назад с касанием головой стоп согнутых в коленях ног;
— упражнение «мостик» — стойка на руках и ногах с одновременным прогибом спины и головы назад.
Тема 2.7. Упражнения для укрепления мышц плеча и предплечья
В положении лежа на животе:
— подъем плеч вверх и назад, ладони рук в захвате локтей за головой без отрыва грудной клетки от пола.
В положении сидя:
— подъем таза вперед вверх с опорой на руки сзади корпуса и на ноги.
В положении упора на коленях:
— касание подбородком пола с одновременным сгибанием рук в локтях (при сутулой спине);
— наклон корпуса вперед с последующим касанием плеч пола;
— прогиб спины назад с касанием вытянутыми руками стоп.