Рыкова Елена
Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Публикация «Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Современные исследователи (О. В. Артомонова, Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, В. А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.
При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ педагогами несомненно учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т. д. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-развивающая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.
Приложение 1
Протокол самоанализа состояния предметно-развивающей среды группы
№ группы, возраст детей Количество
детей Дата
заполнения Эксперт
(ФИО педагога)
Инструкция: В таблице представлены классы объектов предметно-развивающей среды. Сделайте соответствующую бальную пометку по каждому параметру в одной из клеток строки. 3 балла – если объект присутствует в хорошем состоянии, 2 балла – объект есть, но его состояние требует реставрации или его необходимо поменять, 1 балл- объект присутствует частично и его состояние оставляет желать лучшего, 0 баллов – объект отсутствует.
№ Классы объектов 3 2 1 0
1. Художественно-эстетическое развитие
Центр искусства
• Альбомы, цветная бумага, картон, кисти, клей, ножницы, пластилин, книжки-раскраски.
• Разнообразные средства изобразительной деятельности (лекала, трафареты, средства для нетрадиционного рисования и ручного художественного труда)
• Эстетическое оформление
Стена творчества
• Наличие детских и родительско-детских творческих работ.
• Эстетическое оформление
Уголок ряжения
2. Социально-личностное развитие
Уголок детской субкультуры
• Мини-музей
• Детские коллекции
• Эстетическое оформление
Сюжетно-ролевые игры
• Больница
• Магазин
• Дом
• Парикмахерская
• Строительный материал
Уголок дежурства
• «Экран дежурства»
• Униформа дежурных
Эстетическое оформление
3. Физкультурно-оздоровительное развитие
Центр двигательной активности
• Спортивный инвентарь
• Картотека подвижных игр
• Эстетическое оформление
Фитобар
• Наличие индивидуальных стаканчиков
• Графин (кувшин)
• Сборы лекарственных трав
• Эстетическое оформление
Уголок уединения (психологической разгрузки)
4. Познавательно-речевое развитие
Центр книги
• Художественные произведения различных жанров.
• Картотека рекомендуемой литературы для детского чтения.
• Эстетическое оформление
5. Интеллектуальное развитие
Сенсорный уголок
• Наличие наглядного и дидактического материала
Центр познавательный деятельности
• Дидактические игры
• Ребусы, загадки
• Тематические альбомы
6. Наличие эмблем, понятных для детей, к каждому уголку