Канунникова Оксана Валерьевна
Методические рекомендации по совершенствованию навыков техники чтения младших школьников
▼ Скачать
Методические рекомендации
по совершенствованию
навыков техники
чтения младших школьников
Составитель:
Учитель-логопед
2022г.
Чтение в жизни каждого культурного и образованного человека занимает важное место. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги.
Публикация «Методические рекомендации по совершенствованию навыков техники чтения младших школьников» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
В последние годы увеличилось количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Среди причин школьной неуспеваемости на первом месте стоит нарушение чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.
Чтение, являясь «базовыми» навыком всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников, оказывая отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияя тем самым на процесс их социальной адаптации в целом.
К настоящему времени сложилась определенная концепция толкования чтения как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, понимание написанного средствами чтения (Выготский Л. С. ; Жинкин Н. И. ; Леонтьев А. А. ;Лурия А. Р. ; Эльконин Д. Б.)
Лалаева Р. И. и Бенедиктова Л. В. тоже акцентируют внимание на том, что нарушения чтения является самой распространенной формой речевой патологии у младших школьников. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей старших классов; по данным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% обучающихся начальных классов массовой школы. Хватцев М. Е. отмечает, что количество дислексий в начальной школе составляет 20-30% всех остальных ошибок.
На сегодняшний день, как в отечественной, так и зарубежной литературе, исследованию чтения уделяется достаточное внимание. Так, рассматривали и изучали вопросы по формированию и развитию навыка чтения в своих работах психологи (Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, нейропсихологи (А. К. Венедиктова, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, психофизиологи (А. П. Бизюк, Н. И. Жинкин, педагоги (А. К. Аксенова, Н. Н. Светловская, логопеды (Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев, а также философы
(В. Г. Афанасьев).
Садовникова И. Н. указывает на то, что проблема нарушений чтения у школьников начальных классов - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. До настоящего времени вопросы коррекции нарушения чтения остаются актуальными и сложными, для решения которой необходима организация специальной коррекционной работы с использованием дифференцированных методов воздействия с целью повышения уровня обучения младших школьников в школе.
Целью деятельности по реализации методических рекомендаций является формирование навыка сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, уменьшение количество ошибок на письме и развитие связной устной речи, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися начальных классов того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация в обществе.
Задачи:
- научить школьников осмысленно и правильно читать доступный их пониманию про себя текст и вслух;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень речевого и общего развития учащихся, научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребёнок свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Поэтому одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения : осмысление, технику, выразительность.
Для учителей начальных классов я предлагаю в работе по совершенствованию навыков чтения использовать следующие упражнения:
1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
В своей работе рекомендую использовать методику профессора И. П. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы не должны проводить длинные упражнения (длинные по времени); мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой.
Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа – полутора за один приём. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Вполне можно рекомендовать этот приём обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы данный приём проводить перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном даёт хорошие результаты.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работаю все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Эффективным является хоровое чтение (жужжащее, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Целесообразно проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективным из системы И. Т. Федоренко являются упражнения:
1. многократное чтение;
2. чтение в темпе скороговорки;
3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе). Вполголоса. Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано и осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно. Продолжать в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции и им хочется читать еще раз. Однако более 3-х раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны проглатываться учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учеников останавливают и начинают третье упражнение: чтение текст чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает (полстрочки, строчка, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2 – 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке и повышает интерес к чтению. Такая работа развивает не только речь учащихся, но и мышление.
Так же предлагаю на уроках и во внеурочное время использовать специальные упражнения для развития техники чтения.
В процессе развития навыка чтения нужно вводить специальные тренировочные упражнения:
1. Психологические упражнения.
2. Упражнения на развитие зоркости.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Метод динамического чтения.
5. Упражнения на развитие антиципации.
6. Упражнения на развитие речи без повторов.
7. Упражнения на развитие осознанности чтения.
1. Психологические упражнения.
Перед началом работе с книгой выполняют упражнения «Поза», «Расслабиться». Упражнение «Поза» прививает умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой и наоборот. Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20 - 30 сек. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: «Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете». Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.
2. Упражнения на развитие зоркости.
Такие упражнения нужно проводить, начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова.
1. Какая буква, слог, слово лишние?
1) а, о, у, р, ы.
2) ма, ра, са, ны, ла;
3) река, речка, ручка, ручей, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал - мял, мыл - мил.
Ток – так – тик – тук.
3. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.
А - о - у - ы - и - э, а - у, а - о, ы - и, э - а, и - э; аоуиэ, аиуоэ.
С - з - ж, ш - ж - с, жа - ча - ща, жба - жбэ.
4. Работа с предложением.
После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного – двух слов можно перейти к прочтению и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так:
Лара
сама
мыла
раму.
Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму.
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2 - 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, дыхания и постановкой голоса.
- Чтение чистоговорок шё потом и медленно:
Ра – ра – ра - начинается игра.
Ру - ру – ру - бью рукою по шару.
Ры - ры - ры – у нас в руках шары.
Да – да – да – из трубы бежит вода.
До – до – до – на дереве гнездо.
Ду – ду - ду – с мамой я домой иду.
Та – та – та – в нашем классе чистота.
Ту – ту – ту - наводим сами красоту.
Ты – ты – ты нами политы цветы.
Ят – ят – ят – парты ровненько стоят.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Лу – лу - лу – стол стоит в углу.
Ул – ул – ул – у нас сломался стул.
Ри – ри – ри – меня в игру возьми.
Ра - ра – ра – мне нравится игра.
- Чтение тихо и умеренно :
Арка – арца; арта – арда; арла – арба, арфа – арва.
- Чтение громко и уверенно :
Моль - соль – толь - боль.
Почка – почва – почта.
Дверь – зверь – червь.
- Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе
Наша уточка с утра….. кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда ….. га, га, га!
Наши курочки в окно…. Ко, ко, ко!
А как Петя – петушок
Ранним рано поутру
Нам споёт ….. ку – ка – ре – ку!
- Скороговорки на проговаривание согласных звуков.
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.
- Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
Алёшка Ульяне сигнал подаёт, Ульяна услышит – Алёшу найдёт.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Играл Егорка с Игорьком -
Скатился с горки кувырком.
4. Метод динамического чтения.
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.
Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам.
А У К С О Т Д Е И С
Т М Ф Я Э Ю Н И Г Ш
Б В Л Ш Ж Х Щ Й Р Б
Ц Е Ы Ю З К М Н П Ь
Задание: прочитайте про себя, указывая буквы карандашом.
Памятка:
Как можно быстрее назови все буквы (слоги) по порядку, указывая карандашом. Старайся запомнить расположение сразу двух – трёх следующих друг за другом букв (слогов).
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.
Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:
• увеличить частоту чтения;
• расширять угол периферического зрения;
• повышать устойчивость внимания;
• улучшать оперативную память;
Для этого я предлагаю использовать специальные методики и приёмы для тренировки технической стороны чтения.
Работа с таблицами слогов
Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребёнка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.
Детям предлагаются различные задания:
• прочесть строчку или столбец с определённой буквой;
• произвольное прочтение слогов;
• найти в таблице указанный слог;
• послогово показать слово в таблице.
Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.
Приёмы для расширения угла зрения
В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения:
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.
Найди слово
Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.
Пирамидки слов
Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.
Первый — последний
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Рамка для чтения
Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.
Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.
Приём «Молния»
Использование приёма «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.
Приём «Буксир»
Приём «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.
Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить учащихся показать в тексте последнее прочитанное слово. Ещё один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.
Приём «Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:
• слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
• слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
• разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
• более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.
Коррекция нарушений понимания прочитанного.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
- первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
- беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков).
Также можно предложить обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
3. Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?
Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом). Привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочёл — понял». Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приё мы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.
Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п., то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст:
- работа над планом (словесное рисование);
- иллюстрирование текста, драматизация;
- озаглавливание каждой части рассказа (коллективная работа с учителем);
-деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части;
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому учителю необходимо дать родителям следующие рекомендации;
1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4. Литература для чтения должна быть разнообразной; сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, фольклор.
5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6. Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7. Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли об прочитанном.
11. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.
Таким образом, использование упражнений, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии навыка чтения нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Постоянная работа по отработке техники чтения обязательно даст плоды.
Список использованной литературы
1. Алтухова Т. А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: Пособие для учителей начальных классов. - изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998.
2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. -М., 1973.
3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. -М., 1986.
4. Гусева Г. М., Моргачёва Е. И. Уроки чтения в 3 классе. Пособие для учителей. - М., 2001.
5. Давыдова Л. И. Развивающее обучение в традиционной системе. // Начальная школа. - 2008. №4
6. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. -М. ,1991.
7. Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников// Дефектология. - 1984. №1
8. Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. -М. ,1987.
9. Каше Г. А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. -М., 1985.
10. Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. -М., 1988.
11. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -М., 1983.
12. Молодцова А. А. Истоки развивающего и воспитывающего обучения//
Начальная школа. 2005. № 11.
13. Обучение учащихся 1- 4 классов вспомогательной школы. /Под ред. В. Г.
Петровой. - М. ,1976
14. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и
их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. -М. ; Л., 1973