МААМ-картинки

Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста.

Мария Корякина
Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста.

Как организовать и провести шахматный (шашечный) турнир в условиях ДОУ.

1. Основные требования.

Организация турнира начинается с подбора ребят для включения в состав участников. Для этого составляет список желающих, из числа умеющих играть в шахматы (шашки).

При этом предполагается, что:

- ребята должны быть уже ознакомлены с элементарными правилами игры, включающими правилами расстановки и хода фигур, ознакомлены основами игрового поведения, а также имели хоть небольшой опят практической игры;

Публикация «Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

- есть соответствующее помещение (комната, зал и т. п., где играющим не могут помешать не играющие дети;

- есть столы, стулья и достаточное количество комплектов шахмат (шашек);

- помещение должно быть достаточно светлым и просторным, чтобы каждая пара играла за отдельным столиком, чтобы ребята не отвлекались на игру соседней пары;

- должны быть по возможности соблюдено одно из самых основных требований организации турниров – об обеспечении тишины. Желательно, чтобы родители наблюдали за игрой издалека со стороны, по возможности «не попадая» на глаза своих детей (родители больше привлекают внимание, значит, больше мешают). Никакие замечания, подсказки со стороны родителей недопустимы. К игрокам не должны близко подходить не играющие дети. Участвующие в турнире дети, закончив свои партии, тоже не должны мешать играющим.

2. Положение о турнире и смета расходов.

Чтобы не возникали какие-либо споры, претензии со стороны родителей участников, предварительно должно быть утверждено «Положение» о турнире, регламентирующее порядок его проведения, определения победителей и их поощрения. С положением о турнире родители должны быть ознакомлены заранее или непосредственно перед его началом.

При организации турниров обычно составляется и смета расходов. Но она, как правило, касается только организаторов турнира, поэтому родителям участников их показывать необязательно.

1. Количество участников и система проведения турнира.

Турниры с небольшим числом участников обычно проводятся по круговой системе, предусматривающую встречу всех участников. Количество участников в одном турнире должно быть таким, чтобы в течение отведенного времени (1-1,5) можно было его закончить. С учетом отводимого, на одну партию – 15 минут, число туров не должно быть больше пяти. То есть в одной группе максимум должны играть 6, т. е. три пары участников. Тогда одному организатору-судье турнира легче и следить за партиями. Если число желающих играть больше 6, то можно разбить их на 2-3 группы, с последующей стыковой встречей 1-2 победителей из каждой группы для выявления сильнейших. Это должно быть четко оговорено в «Положении» о турнире. В любом случае надо стремиться к тому, чтобы в каждой группе было четное количество участников, тогда во время туров не будет свободных от игры участников.

2. Жеребьевка.

После составления списка участников, проводится жеребьевка, который определяет, кто под каким номером будет занесен в турнирную таблицу, и играть. Жеребьевка заключается в том, что каждый участник выбирает сложенный листочек (открытку, маленькую игрушку, наклейку и т. п.) с определенным номером. Листочки должны быть перемешаны и разложены на столиках в произвольном порядке (номерков не должно быть видно). Желательно, чтобы после жеребьевки эти номерки ребята взяли себе на память.

3. Оформление турнирной таблицы.

В соответствии с полученными номерами составляется турнирная таблица, которая оформляется с указанием названия турнира, место и даты его проведения.

4. Составление турнирного расписания.

Имея номера всех участников с помощью специальной таблицы определения очередности, можно составить полное расписание туров с указанием, в каком туре кто с кем и каким цветом фигур играет. При проведении турнира нужно неуклонно придерживаться расписания туров. Нужно приучить играть ребят строго по команде. Все партии должны начинаться по команде судьи одновременно. Если даже те или иные участники раньше закончат свою партию, нельзя начинать следующую игру произвольно. Иначе будет путаница и в очередных турах свободными окажутся 2-3 участника и турнир затянется непозволительно долго.

5. Установка дополнительного времени на партию.

Если отдельная партия затягивается дольше положенного времени, судья может включить контрольные часы, дав каждому по 2-минуты в (шашки, по 3-минуты по шахматам. Но кнопки часов желательно нажимать самому судье. Давать детям пользоваться самим шахматными часами необязательно, так как это требует определенного навыка, который вырабатывается не сразу. Для только начинающих ребят часы только мешают, потому что внимание их будет отвлечено на нажатие кнопки часов, а не на собственную игру. При этом ребята будут часто забывать нажать на кнопку, что будет нервировать не только их, но и соперника.

6. Учет результатов, определение победителей.

Учет результатов игры производится судьей по очковой системе. За выигрыш партии в соответствующую клетку турнирной таблицы ставится очко (1, проигравшему сопернику соответственно – ноль(0). При ничьи обоим игрокам ставится пол очка (1/2). После окончания турнира производится подсчет очков, набранных каждым их участников. Сумма очков проставляется на предпоследней колонке таблицы. В последней колонке записывается то место, которое заняли участники. Победителем турнира считается участник, набравший наибольшее количество очков. Когда участники показывают разные результаты, никаких споров не бывает. Определенные трудности при определении победителя бывает при равенстве очков у двух или более участников. Имеются определенные системы подсчета дополнительных коэффициентов. Если между претендентами на первые места была ничья (или трое участников выиграли у одного и проиграли другому, можно подсчитать число побед. У кого больше побед, тот и занимает более высокое место. А если и этот показатель будет равным, тогда и придется пользоваться так называемым коэффициентом Бергера. При этом дополнительно подсчитывается сумма всех очков соперников, у которых выиграл претендент на призовое место; за ничью прибавляется половина, набранной соперниками суммы очков, при проигрыше ноль. У кого общая сумма очков будет больше, тот и занимает более высокое место. При швейцарской системе пользуются коэффициентом Бухгольца. Суммируются все очки с кем этот претендент играл, даже у кого он проиграл. У кого общая сумма очков будет больше, тот и занимает более высокое место.

Использованная литература:

1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1995;

2. Шашки это интересно

3. Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. М., Знание, 1991;

4. Макарычев С. Ю., Макарычева М. И. От А до… М., Просвещение, 1995;

5. Сухин И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет. М. ,Прогресс, 1998г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по проведению театрализованных сказок с детьми 5–6 лет» Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический.

Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве.

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД Многие задаются вопросом: «Как научить дошкольника правилам дорожного движения?» Как и все остальное, ребенок все схватывает в игровой ситуации.

Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Разработала воспитатель.

Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Музыкальное занятие с детьми дошкольного возраста с ЗПР должно быть, прежде всего, построено в игровой форме, с использованием различных.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Аппликация.

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И.  чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Рекомендации по проведению физических упражнений с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до занятия по физическому развитию дошкольников структурно следует разделять на 3 основных части с соответствующим содержанием. Подготовительная.

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 09:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД