Наталия Флусова
Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по проведению театрализованных сказок с детьми 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду.
Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях: на первом этапе - дети коллективно воспроизводят текст сказки. На втором этапе - предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки. На третьем этапе – дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.). На четвертом - осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методические рекомендации по проведению театрализованных сказок с детьми 5–6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работа над постановкой театрализованной сказки проводится в несколько этапов :
1. Подготовка начинается с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Педагог выясняет не только содержание, но и отдельные средства выразительности. При чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для лучшего понимания литературного текста можно использовать прием «Нравственная лестница». Дети располагают героев на лесенке по степени личной симпатии. При рассматривании иллюстраций обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей.
2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Педагог обсуждает с детьми количество ролей, назначаются актеры, продумываются декорации, озвучивание.
3. Следующий этап предполагает работу над ролью. Вначале фрагменты произведения используют, как упражнения. Например, в сказке «Заюшкина избушка» детям предлагается прогнать лису от лица медведя и петуха, после чего обсуждается, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз работа усложняется: одному ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова за каждого).
В работе над ролью предлагается детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются; продумывать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. Предлагается выбрать по желанию любой понравившийся эпизод и разыграть его молча, зрители должны догадаться, о чем идет речь.
Педагог дает возможность детям меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
На этом этапе идет работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.
В результате разработки театрально-игровой деятельности были найдены интересные методические приемы. Назовем некоторые из них:
• самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его;
• чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами ;
• предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок ;
• предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое.
Содержание занятий включает в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
• упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;
• речевые упражнения;
• разыгрывание пластических и мимических этюдов;
• знакомство с музыкальными средствами выразительности;
• развитие певческих способностей;
• упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.
Перед тем как предложить детям драматизировать или разыграть сценку с куклами проводятся игры по типу : «Узнай и назови», «Узнай по описанию», «Кто это говорит», которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий. Драматизация и разыгрывание сценок по сказкам помогают детям запомнить всех героев, последовательность их появления, характеры.
Любая театрализация, драматизация предполагает углубленную работу над текстом. Например, при ознакомлении со сказкой «Два жадных медвежонка», обращается внимание детей на красоту леса, в котором жили медвежата: «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес…». После чтения предлагается детям словесно описать этот лес, а в настольном театре дети не только передают диалог героев, но и придумывают продолжение сказки. Это развивает творческое воображение, так как с игрушкой интереснее сочинять.
Как игровой элемент театрализации сказки используется пересказ текста от имени героев. Этот прием очень эффективен, развивает речь, логическое мышление, творческое воображение, память.
Изобразительная деятельность и художественный труд неотъемлемая часть литературных произведений, так как в драматизации нужны декорации и маски, шапочки, реквизиты.
Накануне рисования по темам сказок педагог вспоминает с детьми отрывки из текста с описанием места действия: в чистом поле теремок…; вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса…
Сказки вводят детей в мир приключений и побуждают проявлять двигательную активность. Поэтому на занятиях по физической культуре можно вводить этюды на развитие выразительности движения: «Поссорились два петушка», «Сова», «Заколдованный ребенок», «Фея сна». Таким образом, создается система, при которой многие виды занятий оказываются связаны между собой сюжетом, где действуют одни и те же герои. А это отвечает потребности детей многократно переживать сказочную ситуацию.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.