Наира Оганян
Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы
Разработала воспитатель Оганян Н. Г.
1. В группе определить место для организации познавательно – исследовательской деятельности, оборудовать его необходимым игровым оборудованием.
Публикация «Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Неживая природа
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Каждого ребёнка необходимо обеспечить своим индивидуальным набором для экспериментирования, чтобы он имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.
3. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми раннего возраста проводится систематически 1 или 2 раза в неделю, её лучше организовать и проводить с подгруппой (4-6 детей, во второй половине дня. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 15 минут за один этап.
4. Познавательно – исследовательская деятельность проводится в игровой форме. Для подержания интереса можно использовать сказочные персонажи: Капелька, Капитоша, Песочная Фея, профессор Знайкин и т. д.
5. При проведении ННОД с объектами неживой природы лучше придерживаться алгоритма и примерной структуры игр.
6. Показ предмета необходимо сочетать с активным действием ребё нка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах.
7. Для усложнения игр с водой и с песком используйте дополнительный материал, организуя, направляя и усложняя игру детей, учитывайте индивидуальные возможности каждого ребёнка.
8. Для организации познавательно – исследовательской деятельность можно использовать и другие помещение группы, участок детского сада.
Алгоритм проведения игр с объектами неживой природы
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура игр с объектами неживой природы
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Перечень игрового оборудования по познавательно - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Для организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего возраста в группе необходимо организовать мини лабораторию с необходимым для этого инвентарем:
В мини-лабораториях может быть выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и ёмкость для песка и воды и т. д.
Материалы и оборудование для исследовательской деятельности в группах раннего возраста
Природный материал :
• вода;
• чистый, просеянный песок;
• камешки разных размеров, цвета и формы;
• снег;
• глина;
• ракушки;
• шишки.
Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки для коктейли, деревянные, пластмассовые, деревянные и железные предметы и др.
Медицинский материал: пипетки, шприцы без иголок, колбы, мерные ложки и стаканчики, красители пищевые и не пищевые.
Прочие материалы: мука, соль, сахар, крахмал.
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
1. Увеличительные стекла, магниты, мыльные пузыри, зеркала, губки, вата, термометры, венчики, взбивалки, мыло, щетки, желоба, песочные часы, терка.
2. Кружки, совочки, сачок, вёдра, лопатки, формочки, грабельки, воронки, сито, решето, дуршлаг, надувные игрушки, шарики деревянные и целлулоидные, лодочки, кораблики, резиновые мячи, лейки, печатки; краски разного цвета, вертушки, магниты, металлические предметы.
Вспомогательные приборы (ёмкости)
• контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
• разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
• стаканы разной формы, величины, мерки;
• миски разной величины;
• пластиковые банки, бутылки.
Гигиенические требования:
Клеёнчатые фартуки, нарукавники, полотенца, щётка-сметка и савок, материалы для уборки.