Приложение МААМ

Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»

Ольга Котельникова
Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации

по подготовке и проведению итоговых занятий

по программе «Социокультурные истоки»

с использованием активных форм обучения

Работу по реализации программы «Социокультурные истоки» мы проводим в последовательности, предложенной методистом Истковедения О. С. Абрамовой.

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы

Шаг 1. «НАЧНИ С СЕБЯ»

Самообразование и самоподготовка педагога по освоению и осмыслению темы месяца.

Публикация «Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах

Шаг 2. «ВОВЛЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО»

Скорректировать и спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов - специалистов ДОУ и родителей в течение месяца.

Шаг 3. «ПРИСОЕДИНИ РОДИТЕЛЕЙ»

В информационном уголке «Истоки» предоставить родителям полную информацию о предстоящей работе в течение месяца (тема, дата, время и место проведения итогового занятия; название книги для развития детей, рекомендации по выполнению заданий).

Вместе с родителями внести изменения в предметно-пространственную среду в соответствии с темой месяца.

Подготовить и провести активное занятие с родителями.

Шаг 4. «ОРГАНИЗУЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

• В течение месяца совместно с педагогами - специалистами ДОУ проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и социокультурных категорий в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, чтения).

Провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми.

Шаг 5. «ПРОАНАЛИЗИРУЙ РЕЗУЛЬТАТ»

• Проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы.

• Проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы.

• Наметить пути выхода к ситуации общего успеха.

По программе предусмотрено проведение одного итогового занятия по каждой теме в конце каждого месяца (9 занятий на учебный год). Итоговые занятия направлены на освоение духовно-нравственных категорий и ценностей, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного процесса.

Процесс подготовки и проведения занятий можно условно разделить на два этапа: подготовительный и основной.

Схема подготовки и проведения занятий

I. Подготовительный этап (предшествующая работа)

• чтение художественных произведений

• знакомство с пословицами и поговорками

• разучивание стихотворений, песен, потешек, игр

• оформление страницы Альбома (раскраска, рисунок)

II. Основной этап

1. Вводное слово

2. Работа в круге (беседа с детьми на основе прочитанных произведений, пословиц и личного опыта детей).

3. Работа в парах (выполнение заданий в книгах для развития детей).

4. Игра. Пение песни. Чтение стихотворений.

5. Ресурсный круг. Работа в микрогруппах.

6. Релаксация.

Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения. Они способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

Данные формы работы обеспечивают высокий эмоциональный фон занятий, тем самым позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают тревожность, негативизм и агрессию.

А теперь более подробно остановимся на основных активных формах обучения, применяемых на занятиях по программе «Социокультурные истоки».

Активные формы работы на занятиях

1. Работа в круге.

Беседа с детьми на основе прочитанных произведений, пословиц и личного опыта детей.

2 .Работа в парах.

1. Индивиуальный этап.

Воспитатель объясняет детям задание и предлагает самостоятельно его выполнить.

Время работы 5 минут.

2. Работа в паре.

Детям предлагается сообщить друг другу свое решение и прийти к единому мнению.

Схема сообщения:

Первый ребенок сообщает партнеру свой выбор;

Второй внимательно слушает и выражает свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением;

Далее дети пытаются прийти к единому решению.

Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает положительные и отрицательные моменты в общении.

Время работы3- 5 минут.

За 30 секунд до окончания данного времени следует предупредить детей о необходимости завершения диалога.

3. Обсуждение в группе

Возможен такой вариант:

Заслушивается мнение любой пары и выявляются те, кто согласен с данным решением.

Необходимо обратить внимание детей на начальную фразу: «Мы решили…», т. к. это общее решение пары.

Заслушиваются объяснения детей, сделавших иной выбор.

4. Экспертная оценка.

Воспитатель (или родитель) показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор (ответ, решение, результат) и аргументирует его.

3. Ресурсный круг.

Воспитатель обращается к детям с вопросом.

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя.

Далее разговор ведется по кругу.

Воспитатель подводит итог разговора.

4. Работа в микрогруппах.

В состав микрогруппы входят дети (4-5 детей) и их родители.

В микрогруппе взрослый берет на себя роль лидера, организуя общение.

Желательно заранее продумать состав микрогрупп и содержание выступления взрослого.

Родители могут сделать интересное сообщение, рассказать о чем-либо, относящемся к теме занятия, организовать беседу, диалог. Важно, чтобы в микрогруппе обеспечивалась активная позиция каждого участника диалога.

Мастер – класс

«Активные формы работы с детьми и родителями на занятиях по программе

«Социокультурные истоки»

(на примере итогового занятия на тему «Жизненный путь» для детей 6-7 лет)

Цель. Показать методику применения активных форм обучения на занятиях по программе «Социокультурные истоки.

Примерный план.

1. Организационный момент.

2. Вводное слово.

3. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Жизненный путь» на основе русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна - Сокола», притчи «Старик и яблоня», пословиц и личного опыта детей.

4. Работа в парах. Выполнение заданий «Этапы жизненного пути», «Важнейшие события в жизни человека.

5. Игра «Угадай, кем я хочу стать».

6. Ресурсный круг «Жизненный путь».

7. Работа в микрогруппах.

8. Релаксация.

Ход занятия.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть всех вместе.

Сейчас вам предоставляется возможность самим стать участниками активного занятия, увидеть и прочувствовать его особенности изнутри. Мы приглашаем вас в круг.

Мы надеемся, что настроение у нас у всех хорошее, бодрое. Чтобы оно стало еще лучше, давайте передадим его друг другу.

Собрались мы дружно в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

А теперь поприветствуйте друг друга еще раз – на всех языках, которые вам знакомы и разными способами (рукопожатие, прижимая сложенные вместе руки к груди и т. д.)

Пожелаем друг другу удачи, чтобы наша встреча прошла интересно и с пользой.

Сейчас нам надо разделиться на две подгруппы : детей» и их «родителей». Для этого вам нужно просто присесть на стульчики. На маленьких стульчиках у нас будут «дети», а на больших - их «родители». Каждый из вас будет играть соответствующую роль.

Вводное слово.

Мы с вами здесь собрались на интересную и важную беседу. А о чем, вам картинка подскажет.

Слайд 1. Иллюстрация с изображением дороги.

Да, это дорога (путь, тропинка).

Пути – дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать.

А еще есть дороги, которые увидеть нельзя, - о них можно только рассказать. Примером такого пути является жизнь человека.

Итак, разговор у нас сегодня пойдет о жизненном пути, о дороге жизни.

У каждого человека свой жизненный путь. Есть он и у героев сказок. И сейчас мы предлагаем нам всем вместе вспомнить их.

Работа в круге.

Слайд 2. Иллюстрация к сказке «Финист – ясный Сокол».

Вопросы.

Как называется эта сказка?

Каким был жизненный путь Марьюшки? (трудным, тернистым, тяжелым, с множеством препятствий)

Какие добрые качества помогли Марьюшке на пути к своему счастью? (терпение, любовь, старание, верность, честность, бескорыстие и верность).

Как в сказке были вознаграждены любовь, верность, старание и терпение Марьюшки? (вышла замуж за Финиста Ясна-сокола).

Путь-дорога Марьюшки к ее счастью напоминает нам жизненный путь каждого человека.

Слайд 3. Иллюстрация к сказке «Старик и яблоня».

Вопросы.

1. Ребята, к какому произведению подходит эта иллюстрация?

2. Что такое притча? (короткий поучительный рассказ, заключающий в себе премудрость).

3. Для кого старик старался, сажая яблоню? (Для своих внуков).

4. Какой он, дедушка из притчи? (Добрый, бескорыстный, мудрый).

5. В чем заключается его мудрость?

(Он воспитывает своего внука личным примером, хорошими поступками и делами, продолжает добрые традиции своей семьи.)

«За свою жизнь я скушал немало яблочек, посаженных для меня моим дедом. Теперь, в свою очередь, я сажаю деревья для своих внуков».

Ребята, вспомните, какие знаете поговорки о жизненном пути. Уважаемые родители, у вас на столах лежат свитки с поговорками. Выберите пожалуйста вместе с детьми поговорки о жизненном пути.

Объясните, пожалуйста, пословицу: «Жизнь прожить - не поле перейти». Педагог обобщает высказывания детей.

Слайд 4. Пословицы и поговорки.

• Жизнь прожить, не поле перейти.

• Жизнь дана на добрые дела.

• Не годами старость красна, а делам.

А сейчас для вас небольшое задание.

Слайд 5. Рисунок-схема.

Вам нужно разгадать, расшифровать этот рисунок: в нем спрятано одно умное высказывание – изречение.

(«Человек должен за свою жизнь построить дом, посадить дерево, вырастить детей»).

Согласны вы с этими изречением?

Жизненный путь человека складывается из важных событий его жизни.

- Ребята, какие важные жизненные события вы знаете?

(Рождение, крещение, учеба, обучение профессии, служба в армии, создание семьи). Всего 5 важнейших событий.

А теперь поговорим о возрастных этапах.

Этап жизни (период) человека, когда он только рождается, называется младенчество.

- Какой период жизни наступает дальше? (Детство).

- Затем? (Отрочество) – ваши старшие браться и сестры, которые ходят в школу.

- Дальше наступает юность (это девушки и юноши, заканчивающие школу).

- Уважаемые родители, скажите, на каком этапе жизни сейчас вы?

(Зрелость). На этом этапе же этапе находятся и ваши молодые бабушки.

- А на каком этапе находятся ваши прабабушки и прадедушки? (Старость).

Пояснение. Все, что мы сейчас проделали, а именно, беседа на тему «Жизненный путь» на основе прочитанных произведений, пословиц и поговорок и личного опыта детей и родителей, - это была работа в круге.

Работа в парах.

Далее у нас пойдет работа в парах. Для этого нам нужно пересесть за столы. Просьба быть повнимательнее: для «детей» за столами стульчики уже приготовлены. Поэтому они идут к столам без стульчиков. А «родители» берут свои стульчики и садятся чуть сзади «детей».

(Второй воспитатель расставляет стульчики для ресурсного круга и раскладывает вопросы.)

Мы будем выполнять задания. Подготовку к ним мы уже провели, когда говорили о важных событиях в жизни человека и возрастных этапах.

Задание 1.

У вас на столах лежат листочки с перечнем важных жизненных событий человека. Вам нужно выбрать из них пять самых важных и подчеркнуть.

ВНИМАНИЕ! Работаем, соблюдая все этапы «Работы в парах»!

Дети выполняют задание сначала индивидуально. Затем, обмениваясь в парах своими решениями, они приходят к единому мнению. После следуют выступления от каждой пары и экспертная оценка.

Слайд 6. Важнейшие события в жизни человека (экспертная оценка).

Задание 2.

А сейчас приступим к выполнению второго задания.

-Внимательно рассмотрите иллюстрации. Соедините важнейшие этапы, изображенные на картинках с соответствующими словами (если дети не читают, то подключаются родители, а дети выполняют задание).

Слайд 7. Этапы жизненного пути (экспертная оценка)

Работа в парах завершилась. Впереди у нас ресурсный круг.

Перед этим я предлагаю поиграть.

Игра «Угадай, кем я хочу стать?»

Я приглашаю сюда всех «детей».

При помощи пантомимы, имитационных действий, движений нужно показать трудовые действия людей разных профессий. «Дети» показывают, а» родители» угадывают.

А теперь просим «детей» пройти и сесть в ресурсный круг.

Ресурсный круг «Жизненный путь».

Итак, приступим к работе в ресурсном круге «Жизненный путь»

- «Ребята», нам, взрослым, очень интересно и важно знать, каким вы себе представляете ваш жизненный путь. У каждого из вас он будет свой, поэтому нам хочется послушать каждого из вас.

Пояснение. Чтобы ответы детей не были однообразными, мы придумали вопросы, по содержанию, похожие на основной вопрос «Каким вы себе представляете ваш жизненный путь?»

Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор ведется по кругу.

Примерные вопросы.

1. Каким ты представляешь себе жизненный путь?

2. Назови самые важные события в твоей жизни, которые уже произошли и будут впереди.

3. Ты хочешь, чтобы твой жизненный путь был легким, удачным, успешным? Что для этого нужно?

4. Как ты думаешь, на твоем жизненном пути могут быть трудности? Как ты поступишь?

5. Кем бы ты хотел стать и почему?

6. У тебя есть мечта? Что нужно сделать, чтобы она осуществилась?

7. Для чего нужна человеку работа, профессия?

8. Какое доброе дело ты бы хотел сделать?

9. Ты бы хотел стать известным, знаменитым на весь мир? Будучи кем?

10. Что является самым главным, необходимым, чтобы твой жизненный путь состоялся, сложился?

Вывод: Каждый из вас по - своему представляет свой жизненный путь, и у каждого из вас он будет свой, не всегда легкий и успешный. Но мы верим, что вы научитесь преодолевать трудности и обязательно придете к своей мечте. Самое главное – чтобы вы выросли добрыми и порядочными людьми.

Следующая активная форма работы - это работа в микрогруппах.

Работа в микрогруппах.

А теперь давайте разделимся на три подгруппы : в каждой подгруппе-5-6 «детей» и один «взрослый» - руководитель микрогруппы.

Микрогруппа 1. Через интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» дети узнают интересные факты из жизненного пути А. Г. Николаева.

Микрогруппа 2. Через д/и с использованием кругов Луллия «дети» закрепляют, какие бывают профессии, что нужно для труда и место, где работают люди разных профессий.

Микрогруппа 3. Руководитель делает интересное сообщение по теме занятия.

Рефлексия.

Итак, мы сегодня с вами узнали, что у каждого человека есть свой жизненный путь. Он начинается в раннем детстве и заканчивается в глубокой старости. Очень важно стремиться прожить жизнь по совести и правде, пройти свой жизненный путь достойно и оставить добрый след.

Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать. Мы уверены, что вы выберите путь служения добру. Впереди у вас долгая и счастливая жизнь, много интересных путей и дорог ждет вас впереди. Хочется пожелать вам всем:

«Доброго, доброго, доброго пути,

Самого доброго, доброго пути!».

Слайд 8. Напутственное слово.

Мы благодарим вас за интересную и слаженную работу.

Снова все встанем в круг и пожелаем друг другу что-либо хорошее (добра, здоровья, счастья, удачи, хорошего настроения, успехов, хороших (верных, надежных) друзей, хорошей дороги, ангела хранителя в пути, доброго пути).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета «Ребенок глазами родителей» по программе «Социокультурные истоки» АНКЕТА «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ» Уважаемые родители! Прошел еще один учебный год развития ваших детей по программе «Социокультурные истоки».

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество» Конспект НОД по программе «Социокультурные Истоки» в старшей группе Тема: «Рождество». Цель: - Познакомить детей с историей возникновения.

Конспект занятий по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела» Цель: развивать духовно-нравственные качества детей. Задачи: 1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь». 2. Продолжать.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» с детьми подготовительной группы «Чудотворный образ» Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» с детьми подготовительной группы на тему «Чудотворный образ» Конспект составила.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Любимые сказки» Цель: • приобщать детей к народной культуре - знанию сказок. Задачи: Образовательные: • учить узнавать русские народные сказки; учить детей.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями по программе «Социокультурные истоки» «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;.

Методические рекомендации по проведению сюжетно-игровых физкультурных занятий в ДОУ Сюжетно-игровые занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса.

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования СОДЕРЖАНИЕ 1. Учебное занятие в системе дополнительного образования 1.1. Основные требования к современному занятию…. 4.

ННОД по программе «Социокультурные истоки» по теме «Семейные традиции» Непосредственно образовательная деятельность по программе "Социокультурные истоки " по теме "Семейные традиции" Образовательная область:.

Проект «Дороги добра» по программе «Социокультурные истоки» Проект «Дороги добра» Вид проекта: практика - ориентированный Продолжительность проекта: 1 месяц февраль Участники проекта: воспитанники.

Автор публикации:
Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 21:37
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Котельникова (УИ 384635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД