Никитина Ольга
Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Учебное занятие в системе дополнительного образования
1.1. Основные требования к современному занятию…. 4
1.2. Примерная модель занятия…. 4
1.3. Структура различных типов занятий…. 6
1.4. Методы организации занятия в детском творческом объединении … 6
1.5. Формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе… 7
1.6. Подготовка к учебному занятию…. 8
Публикация «Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
2. Анализ учебного занятия…. 10
Литература…. 13
1. УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Основные требования к современному занятию
• Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных, развивающих, воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
• Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
• Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у учащихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
• Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
• Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
• Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
Основные принципы обучения
Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е. Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России :
• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
• природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями учащихся);
• последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
• сознательности и активности;
• наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
• индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
• заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
• обеспечение отбираемой информации.
1.2. Примерная модель занятия
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Педагоги, творчески подходящие к разработке учебных занятий с учетом достижений педагогики, психологии, передового опыта, обеспечивают высокий уровень преподавания по своему предмету.
В целом учебное занятие любого типа можно представить как последовательность следующих этапов:
- организационного,
- проверочного,
- подготовительного,
- основного,
- контрольного,
- итогового.
Рассмотрим их подробнее:
1 этап – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2 этап – проверочный.
Задача: установление пробелов в знаниях и их коррекция. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3 этап – подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.
4 этап – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия : усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
• изложение исторических данных по теме занятия;
• устное описание объекта практической работы
• объяснение специальных терминов по теме занятия;
• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
• правила техники безопасности.
Практическая часть. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.
Практическая работа разделяется на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
5 этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т. п.
6 этап – итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы. Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
На каждом занятии должно иметь место повторение закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.
Основанием для выделения этапов служит структура процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Этапы учебного занятия могут быть в различной комбинации или вовсе отсутствовать в зависимости от поставленных педагогом целей.
1.3. Структура различных типов занятий
Тип занятия Основные элементы структуры занятия
Комбинированное занятие • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
• Изложение нового материала.
• Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний • Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и обобщения полученных знаний • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
• Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
• Подведение итогов.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
• Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
• Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
• Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения знаний, умений и навыков • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
• Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
1.4. Методы организации занятия в детском творческом объединении
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т. д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры, письменный контроль (проверочная работа, тестирование.
На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы) : при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.
Методы обучения на занятии должны соответствовать:
- задачам занятия;
- характеру и содержанию учебного материала;
- уровню знаний, умений и навыков учащихся;
- материальному обеспечению занятия;
- личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;
- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
- бюджету времени.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.).
Отбор методов и средств обучения зависит от цели образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.
1.5. Формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе
Традиционные занятия Нетрадиционные занятия
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.
Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Социадрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
Дискуссия
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т. п.
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. «Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью. Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
Утренник, праздник т. д.
Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Психологическое занятие
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
1.6. Подготовка к учебному занятию
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает :
• учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
• согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
• определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
• определяются тип и структура занятия;
• его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие, выходящие на реальный, достижимый результат.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу, определяется объем образовательного компонента учебного материала.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс : раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. При составлении плана- конспекта занятия педагог определяет :
- основную цель, и если нужно, дополнительные цели;
- структуру (деление его на части или этапы работы);
- содержание (теоретический и практический материал);
- методы и приемы работы педагога ДО и учащихся, учебно-методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;
- формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог - детский коллектив, обучающиеся по группам, индивидуальная работа каждого учащегося, учащийся-учащийся и др.).
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
2. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:
- научности;
- единства требований;
- доступности и оптимальности;
- обратимости;
- объективности и доброжелательности;
- целесообразности.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога :
- организация занятия;
- дидактическая деятельность педагога;
- воспитывающая деятельность педагога;
- профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;
- характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).
Качество организации занятия в совокупности определяют:
- состояние документации детского объединения;
- соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;
- соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;
- учет уровня работоспособности детей;
- выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
- рациональность использования времени на занятии;
- оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
- организация ведения документации учащихся.
Качество дидактической деятельности педагога определяют :
- опора на основные принципы дидактики;
- оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
- эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
- объективность оценок их деятельности;
- степень технической оснащенности занятия;
- уровень методического обеспечения занятия;
- оптимальность использования технических средств и методических материалов;
- умелое использование смены видов деятельности;
- обеспечение обратной связи;
- достижение поставленной дидактической цели занятия.
Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют :
- воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
- опора на основные принципы воспитания;
- решение задач нравственного воспитания;
- эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
- использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
- формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
- реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
- обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
- степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют :
- знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
- его речь;
- педагогическая культура и такт;
- внешний вид педагога на занятии;
- позиция педагога по отношению к учащимся;
- стиль педагогического руководства;
- степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
- степень их активности и работоспособности на занятии;
- заинтересованность темой и содержанием занятия;
- сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
- выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
- коммуникативная активность детей;
- интеллектуальное развитие учащихся;
- сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
- организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
- стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
- внешний вид детей.
По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.
Независимо от направления (профиля) их структура такова:
1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к данному виду деятельности и техники безопасности:
технические параметры кабинета,
освещенность,
воздушный режим,
мебель,
покрытие пола,
состояние «школьной» доски (при необходимости,
размещение аудиовизуальных и технических средств обучения,
наличие инструкций по технике безопасности (при необходимости,
состояние рабочих мест (педагога, учащихся,
оснащение и состояние подсобных помещений (при необходимости).
2. Наличие необходимой документации:
- образовательная программа,
- план учебно-воспитательной работы (на данный учебный год,
- журнал учета работы объединения в системе дополнительного образования детей,
- положение о детском объединении (при необходимости).
3. Наличие необходимых условий для реализации образовательной программы :
а) Материально-технические условия:
- наличие и исправность оборудования (в полном объеме,
- наличие (организация обеспечения) необходимого оснащения,
- наличие и исправность аудио- и видеоаппаратуры (если она необходима).
б) Методические условия :
- наличие наглядных, раздаточных, аудио- и видеоматериалов (последнее при необходимости,
- наличие методических разработок педагога,
- наличие аннотации методических материалов к образовательной программе,
- наличие библиотечки специальной и методической литературы, периодики (в соответствии с профилем деятельности,
- наличие картотеки литературы,
- наличие материалов по организации и проведению детских творческих конкурсов (по данному профилю деятельности,
- наличие материалов для углубленного изучения, самостоятельной и индивидуальной работы воспитанников: библиотека (хрестоматии, книги для чтения, справочники, списки литературы, перечни заданий, методические рекомендации и др.
4. Представленность результатов творческой деятельности воспитанников детского объединения и педагога (в любой форме).
а) Сформированность системы оценки результатов реализации образовательной программы : наличие необходимых нормативных, методических и фактических материалов по педагогическому мониторингу деятельности детского объединения.
б) Участие педагога дополнительного образования в экспериментальной и методической работе учреждений дополнительного образования детей округа и города.
в) Оформление кабинета:
- соответствие содержания оформления профилю деятельности детского объединения,
- эстетика оформления (единство стиля,
- озеленение кабинета,
- наличие паспорта кабинета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В. П. Беспалько – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.
2. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю. Н. Кулюткин – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
3. Левитан К. М. Личность педагога : становление и развитие. [Текст] / К. М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
4. Ситник А. П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А. П. Ситник – М. : Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
5. Фомин А. А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч. – №1. – 2000. с. 59–65