Обухов Сергей Александрович
Методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную ра-боту опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности. Она призвана развивать у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики обучения и воспитания. Правовой основой наставничества в школе являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки специалистов образовательных учреждений. Показателем оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества.
Публикация «Методические рекомендации по передовому опыту проведения работы по наставничеству» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наставничество. Работа наставника
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Педагог постоянно работает над повышением профессионального мастерства, овладевает практическими навыками в занимаемой должности, совершенствует свой культурный и общеобразовательный уровень, учится правильно строить свои взаимоотношения с наставником и коллегами. Передовой педагогический опыт – это такое мастерство педагогов, которая дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании. Передовой педагогический опыт – это результат напряженного, а главное, творческого труда.
Критерии, по которым можно судить о наличии передового опыта :
– Актуальность, т. е. его соответствие тенденциям общественного развития. Педагог находит эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с требованиями общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
– Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. Высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей.
– Рациональность, т. е. оптимальное расходование сил и средств педагога и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объемом заданий.
– Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания.
– Новизна. Отсутствие аналогов в практике педагогической работы.
– Значимость. Опыт представляет значимый интерес для определенных категорий специалистов.
– Эффективность. Позитивные качественные результаты использования в практике (по данным мониторинга).
– Научная обоснованность. Соответствие современным достижениям педагогики и методики.
– Воспроизводимость. Идеи обобщенного опыта должны быть применимы в массовой практике педагогической работы.
Методы изучения передового опыта :
– Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга учащихся. Сравнение документов педагогического опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в педагогической деятельности.
– Наблюдение. Метод наблюдения принесёт определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.
– Сравнение. Метод исследования, сущность которого состоит в сопоставлении результатов.
– Метод самооценки. Метод оценки личности самого себя, своих возможностей, качеств.
– Беседа. Её ценность, как метода исследования, состоит в том, что она даёт возможность непосредственного контакта с педагогом и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса.
– Изучение продуктов деятельности. Изучение умений и навыков учащихся, приобретённых в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способ-ностей, интересов по результатам деятельности.
Используя перечисленные методы обработки фактического материала, педагогический опыт можно обобщить в следующих формах:
• доклад, статья, отчёт;
• буклет, плакат;
• компьютерные презентации, видеоролики;
• видеозаписи, магнитофонная запись;
• методические разработки;
• программы, проекты.
Описание передового опыта имеет цель показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации. Важно не только выявить и изучить опыт работы, но и уметь грамотно его представить не только на уровне учебного заведения, но и на муниципальных, региональных уровнях, конкурсах профессионального мастерства. Выявление, обобщение и распространение передового опыта молодого педагога способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы, побуждает искать новые творческие формы работы, применять их на практике.
Наставник, учитель физической культуры С. А. Обухов