Папки-передвижки

Методические рекомендации по вокалу

Александра Кисельман
Методические рекомендации по вокалу
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ Часть II

Можно посоветовать на первых уроках упражнение «Унисон». Сначала предложить спеть всем разные звуки одновременно, какие получатся, кому где удобнее - вот какой гудок получился у нас! А затем собраться на одном звуке, подтянуться, как будто при помощи магнитика. Несколько раз повторить. Лучше использовать гласную У.

Публикация «Методические рекомендации по вокалу» размещена в разделах

Навык точного вступления в ноту связан с постепенным развитием вокального слуха. Детям надо представить высоту ноты заранее, назовём это предслышание. Задача такая - на задержке дыхания после вдоха надо про себя услышать высоту звука, в который вступать. Этот навык – предслышания - у детей надо обязательно тренировать специально, многократно, спрашивая при показе ауфтакта – представили где звук? помним где звук?

Точность вступления зависит от атаки звука. Как известно, штрих стаккато с его более собранной атакой (без подъездов, способствует точному попаданию в тон. Рекомендованное упражнение – на удобной высоте - фа1 - на звук У повторить ноту несколько раз. Рукой можно показать удары по-маленькому мячику - звук прыгает. Ритмические совпадения движения руки и пропевания ноты помогают точнее попасть в звук (см. упр. на стр. 30).

Схема воспитываемого навыка - точности вступления в ноту состоит из нескольких последовательно раздельно освоенных навыков затем тренируемых в комплексе:

вдох-задержка дыхания-услышать внутренним слухом высоту звука - т. е. приготовить голосовой аппарат с нужной мышечной координацией, запеть собранно на стаккато с последующим легато (см. упр. на стр. 30).

Методика работы с «гудошниками».

Надо детям объяснить сразу, что есть разговорный голос и певческий голос, что они разные по звучанию, по диапазону и к этому утверждению -противопоставлению речевого и певческого интонирования - впоследствии ещё не раз придётся обращаться (при объяснении тем дыхание, редуцирование гласных в пении, произнесение согласных и других правил орфоэпии, объёмности звука, свободы нижней челюсти и т. д.)

Г. П. Стулова пишет: «Детям при грудном типе звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный слух, хорошо различая высокие и низкие звуки- они гудят в пределах 2—3-х звуков, поэтому их и называют «гудошниками».Ребенок слышит, что он поет не тот звук по высоте, что задан учителем, а спеть его правильно не может, так как он не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов. Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом. Хорошо известно, что налаживание этой координации происходит довольно быстро и в подавляющем большинстве весьма успешно, если нет других каких-либо патологических причин. Об этом свидетельствует общеизвестный опыт наших лучших педагогов-практиков и теоретиков: И. Пономарькова, А. Бандиной, Е. Гембицкой, Т. Овчинниковой и многих других. Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны ребёнок не может, а на 6—7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу интонировать заданные тоны и даже мелодии. Если учитель сумеет настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования. Это можно сделать очень быстро, в течение 10—15 мин на одном уроке. Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо еще не раз закреплять на последующих занятиях».

Не у всех получается переход на фальцетный регистр сразу. Бывает, что через месяц или только к концу года ребёнок сможет запеть в фальцетном регистре, устойчиво интонируя. Но при частых занятиях -2-3 раза в неделю это недостаток в возрасте 7 лет, как правило, устраняется за один-два месяца и весь коллектив сможет петь достаточно хороший унисон.

Помимо отсутствия природной координации слуха и голоса, есть ещё одна часто встречающаяся причина «гудения» детей в грудном регистре- отсутствие всякой певческой практики. Т. к. говорим мы все, как правило, в грудном режиме, для некоторых детей, особенно не имевших практики пения дома или в детском саду, представляет трудность перейти в певческий режим - иной вариант смыкания связок (краями, высокое непривычное звучание голоса, активная опора дыхания, неумение тянуть звук, петь легато на соседних звуках, т. е. организовать длинный равномерный задержанный выдох-голос срывается, певческая линия прерывается. Вряд ли в классе все дети окажутся с хорошей вокальной координацией, т. е. все поющие, чисто интонирующие. Поэтому на распеваниях, по крайней мере первой четверти, необходимо давать упражнения допевческие, довокальные на освоение высоких и низких звуков, глиссандо вверх и вниз на разных гласных

Допевческий период. Высокий и низкий регистры. Игровые упражнения с глиссандо.

1. Согласные, которые поются на разной высоте - Ж, З, Р (список согласных может быть продолжен).

Полёт жука. ЖЖЖЖЖ - рука показывает изменяющуюся высоту звука, кружение. То выше, то ниже, голос следует за рукой. Потом жук садится отдохнуть, посидел, расправил крылышки и снова полетел. Потом показываем то же самое другой рукой. Двумя руками - два жука.

Комар летает. ЗЗЗЗ – комар летает долго, на разной высоте, комара поймали - сделать резкое хватающее движение кистью, звук прекратить. Или комар улетел, не поймали, приходится снова его ловить. Повторяем другой рукой, двумя руками и т. д.

Мотоцикл едет по ровной дороге – РРРРР (если не все дети выговаривают, возможно изображать звук мотора буквой ЖЖ, что так же, как и РР способствует интонированию на опоре). Потом мотоцикл подпрыгивает на кочках (так же со звукоизображением РР, поворачивает (держимся за руль, звук РР может слегка повышаться или понижаться на поворотах, прибавляет скорость (звук повышается, понижается, превращается в самолёт - взлетает (глиссандо вверх) Летает в облаках - показывать рукой полёт вверху. Потом посадка - глиссандо вниз.

2. Гласные -У, А, исполнение глиссандо вверх.

Качели – голос идёт снизу вверх одновременно с рукой, например, влево, пауза наверху, затем рука опускается, снова рукой показ снизу вверх с голосом, но в другую сторону - вправо. Повторять несколько раз.

Гласные – У, А, исполнение глиссандо вверх и вниз.

Лифт - с игрушкой в руках, показ подъёма лифта наверх, спуска вниз, можно создать игровую ситуацию- застрять или выйти на середине пути и т. д.

Маша в лесу – ау (А интонируем внизу, У- наверху скачком и долгое глиссандо вниз).

Волны на море – У или А -глиссандо вверх и вниз с показом рукой вверх-вниз (похоже на упражнение качели).

Гудок паровоза Ту-туууу, (звуки спеть высоко и затем долгое глиссандо вниз, возможно с ритмическим сопровождением (стук колёс паровоза, с ускорением движения, замедлениями и остановками.

Зайка заболел - ох! (интонация стона сверху вниз, надо начать потоньше и пожалобней.) Вместе с детьми сочиняется история про зайку или любую другую игрушку.

Противопоставление звуков: высокий - низкий

Упражнения связаны с умением владеть переключением регистров, без точной высоты в стихах и с точным интонированием в попевках.

Большой объект - низкий звук, маленький - высокий звук

1. Изображаем голоса домашних животных: больших – низкими звуками, маленьких - высокими звуками, лай собак, мяуканье кошек, крики утят, гусят, курицы и цыплят, коз и т. д.

2. Изображение 3-х кукушек - одна сидит вверху, другая посередине, третья на нижней ветке - интонирование ку-ку на трёх разных высотных уровнях

3. Чтение стихов по ролям - за волка низким голосом, за лису- высоким.

Волк и лиса С. Маршак (Известное стихотворение, которое дети рассказывали с разными окончаниями. В результате досочинили своё новое окончание)

Серый Волк в глухом лесу встретил рыжую Лису.

- Лизавета, здравствуй!

- Как дела, зубастый?

- Ничего идут дела, голова пока цела.

- Где ты был?

- На рынке.

- Что купил?

- Ботинки!

- Сколько стоят?

- 100 рублей!

- Надевай-ка поскорей!

4. Пение по ролям. Исполнение песни мамы Козы и песни Волка (сказка Волк и семеро козлят).

За маму Козу – высоким голосом (мелодия - по верхнему тетрахорду гаммы си мажор от си1 вниз четвертями, та же мелодия и слова, но в исполнении Волка низким голосом, на той высоте, на которой получится:

Козлятушки, ребятушки.

Отворитеся, отопритеся.

Ваша мама пришла

Молока принесла.

5. Точное попадание голосом на высокие звуки до2 или си1. Повторять многократно, чтобы голос «привык».

Дождик - Кап-кап-кап-кап!

Дятел - Тук-тук-тук-тук

Ёжик - Топ-топ-топ

Колокольчик звенит - Дилидон-дилидон или дигидон-дигидон.

Пение нот сольфеджио, многократно повторяем до2-до-до, или си1-си-си.

Фонетический метод распевания

Распевание в хоре занимает около 10 минут. В более старших концертных коллективах распевание может (занимать до 20 минут) Все основные навыки, отработанные на распевочных упражнениях, тут же находят своё воплощение в разучиваемом репертуаре. Поэтому важно осуществлять эту конкретную прослеживаемую ребёнком связь изучаемых навыков, тренируемых в упражнениях и песенного репертуара, напоминая во время работы над произведениями - какой навык, какое упражнение поможет разучить произведение, улучшить качество звучания голоса. Многие преподаватели распевают хор на попевочном материале народных песен, фразах из репертуара. Но главным способом работы является фонетический метод распевания.

Большинство методистов предлагает распевание начинать с гласной У, наиболее единообразной в артикуляции, свободной от зажимов (А. В. Яковлев, Рачина Б. С., Стулова Г. П., Венгрус Л. А.). Использование гласной «у» для вокализации с самого начала работы с хором, имеет положительное значение для формирования навыков певческого дыхания, устранения форсированного звучания голоса, освобождения глотки от мышечных зажимов, достижения прикрытия звука и пр. (упр Яковлева).

Пример 1 (упр А. В. Яковлева, весь комплекс упражнений в статье Рачиной Б. С. «Современный хормейстер», вып. 2) :

В сочетании с мягкой атакой эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. В высоком регистре фонема «у» способствует формированию высокой певческой позиции и стимулирует головное звучание голоса.

Однако «у» является «темной» гласной. Поэтому чрезмерно долгая вокализация на этой гласной может привести к появлению «тусклого» звучания голосов. Чтобы избежать этого рекомендуется осветлять её на упражнениях в сочетании с гласной «а».

Если гласная «у» хорошо помогает в формировании свободного звучания в среднем и низком регистре - си-малой-ля 1, то для работы в высоком регистре, нахождения зоны звонкого звука, головного – носового резонатора - надо использовать гласный И, на слоги ри-ли-ми-ни (см. упражнения из статьи «Резонансная основа методики распевания в детском хоре В. И. Сафонова, сборник «Современный хормейстер», вып. 2). Если И звучит плоско - то комбинировать и петь в распевках И вместе с А - АИ, или ОИ. Преподаватель, умело использующий особенности артикуляционного уклада гласных, работает с детским голосом, как настройщик инструмента, добиваясь единой и правильной манеры пропевания гласных, чередуя работу с разными гласными.

Возможно И в начале работы будет звучать плоско и резко, как результат упражнения на ощущение головного резонатора - это правильный звук - яркий, звонкий. Но для пения нужен другой звук, более круглый и объёмный. Теперь во время пения И в высоком регистре, представим- орешек во рту, или дудочку, или предлагается задача -ротик готов спеть У, а поём в это время И (подробнее в разделе методики 2-3 класс).

Начинать распевание рекомендуется с так называемых примарных тонов середины диапазона детского голоса фа-соль1. И дальше постепенно расширять границы, добавляя по 1 ноте вниз и вверх (концентрический метод М. И. Глинки).

Довольно быстро в распевочный материал включаются упражнения из 5 нот подряд, гласные У и О - способствует открыванию рта вниз! :

1. Лё-лё-лё-лё-лё (пентахорд сверху вниз - контроль за открыванием рта, близкое звучание, естественное округление)

2. Ой-ой- ой- ой –ой (пентахорд сверху вниз, нон легато)

3. Скок- скок- скок- скок-скок (пентахорд сверху вниз, нон легато)

4. Песня жука

Жу-жу-жу-жу-жу- наверху сижу (сверху вниз 5 нот)

Жу-жу-жу-жу-жу- снизу я гляжу (снизу вверх 5 нот)

5. Вот иду я вверх - вот спускаюсь вниз. Петь много раз в разном темпе, с замедлениями, с ускорениями. Медленно взбираемся с чемоданами, вприпрыжку торопимся и т. д. Главная задача- укрепление диапазона пяти нот.

5. «Вот с высокой горки (вверх 5 нот)

Ручеёк сбегает (вниз 5 нот)

Маленькую лодку (вверх 5 нот)

Ветер подгоняет» (вниз 5 нот)

На начальном этапе, когда детям может быть скучно тянуть отдельные звуки в распевании, они ещё недостаточно нацелены на занятия постановкой голоса, им трудно сосредоточиться на вокальных задачах - целесообразно больше использовать в распевании попевки из народных песен, а в репертуар включать авторские произведения попевочного характера, с узким диапазоном, на котором закрепляются вокальные навыки, укрепляется звучание верхнего регистра «Соколок» диапазон - фа--ля, и «Дженни», диапазон - ми бемоль-си бемоль1, автор песен А. Чернецов, «Плыл кораблик» В. Бибергана, опора на квинту си1 - ми и др. («Песни современных композиторов для младшего школьного хора»"Программа «Музыка. I–IV классы» – составитель Роганова И. В. – Спб: Композитор, 2014).

Выравнивание и округление гласных

Произнесение звуков в обычной речи и в пении различно. Речевое произнесение букв А - открытое, И - плоское, Е - резкое, в пении требуется округлять! разговорный и певческий язык). Детям объясняем так - поём А думаем и делаем ртом форму О, или ротик как огуречик вниз вытянут, а поём букву А. По тому же принципу отрабатываются в пении следующие пары И –Ю (рот собран на Ю и в эту форму поём И, губы не разбегаются, И-Э (Э не опускаем вниз, оставляем на высоте И, Е- И (Э сразу ближе к И). Этот навык воспитывается довольно быстро в упражнениях. А вот в пении приходится напоминать детям округлять буквы довольно долго.

Уместно вспомнить правило пропевания гласных в разных регистрах, хотя эта задача не начального периода, а последующего, когда у детей есть наработки звучания верхнего регистра, т. е. может быть второго класса

В высокой тесситуре – рот на открытой позиции - на улыбке, верхняя губа приподнята, что способствует звонкости, включению головных резонаторов (форма рта соответствует гласной И). В грудном регистре с фа1 и ниже требуется округлять звуки, чтобы избежать грубого открытого речевого звучания на низких нотах (форма рта соответствует гласной У).

Обобщённое правило – И - вверху - У – внизу.

Чередование гласных в разном порядке А-Э-И-О-У на одной ноте (и в другом порядке гласных) приучает детей петь все гласные ровно, вливая их друг в друга. Хотя гласные формируются по-разному, их надо озвучивать с одинаковым объёмом, звонкостью, интенсивностью дыхания- без провалов, завалов назад отдельных букв (часто А заглубляется, без резкости и плоскости И (внутри рта – объём) и т. д.

Нивелирование, унификация, выравнивание гласных, редуцирование, округление гласных - все эти термины обозначают артикуляционное сближение гласных в пении на основе их округления. Широко известна таблица Свешникова, в которой он выстроил систему осветления или затемнения звука (см. Приложение 4, Таблица Свешникова).

Согласные буквы в соединениях с гласными помогают улучшить резонирование (Р, Л, М, Н, приблизить звучание (Л, З, В, поднять мягкое нёбо (К, Г). Все согласные буквы, произнесённые отрывисто и коротко базируются на толчке диафрагмы, пробуждают дыхательные мышцы, настраивают на активное пение. Звуки Ж, З, В и к ним парные глухие - Ш, С, Ф, а также Р - можно тянуть, они особенно полезны в тренировке работы диафрагмы, укреплении пения на опоре и мышц живота, которые работают при пении.

Хорошо разработанную систему распевания детского хора, в которой используются многообразные возможности особенностей артикуляции гласных и согласных предлагает Б. С. Рачина. В написанном ею пособии подробно анализируется сам процесс распевания, задачи учителя пения, анализируются особенности детского голоса на всех ступенях его развития до мутации в 13-14 лет. Система распевания опирается на предложенную Яковлевым А. В. методику использования гласных и слогов. Интересны и полезны практические замечания, советы по преодолению недостатков звучания хора:

крик и «белый» звук помогают устранить гласные «О» и «У», объединенные с согласными «М» и «Л»;

горловой призвук можно устранить, используя сочетание гласных «О» и «У» и согласных «П, Т, С» (Рачина Б. С.).

В песенном сборнике доктора Лазарева многие песни, в которых повторяются слоги и звуки (как звукоподражание, полезны как упражнения для распевания. В этих песнях нужные нам для работы звуки или звукосочетания повторяются многократно (обычно – как игровой звукоизобразительный прием). Повторение можно сделать более привлекательным для детей с помощью игрушек, движений, многократно прорабатывая нужные звуки и добиваясь закрепления нужного навыка. При пении звукосочетаний активизируется работа диафрагмы и дополнительно внимание направляется на четкую артикуляцию определенных звуков (как гласных, так и согласных). Многие песни полезны для закрепления навыка «высокая артикуляционная позиция» - «высокие щечки» - например:

Кузнечик, песня, в которой повторяются слоги цыка-цыка-цык - т. е верхняя губа приподнята, закрепляются навыки нужные для озвучивания высокого регистра с резонированием, близкой вокальной позиции.

Курочка (слоги ко-ко-ко- закрепление навыка поднятия мягкого нёба)

Комар (З-з-з-работа диафрагмы)

Песок (с-с-с-контроль за длительностью выдоха)

Я всё путаю (па-па-па- упругое, близкое, лёгкое произнесение текста)

Гуси (га-га-га - работа мягкого нёба)

Мы жуки - (жу-жу-жу работа диафрагмы)

Колокольный звон (повторяется динь-динь и т. д. -резонирование в высоком регистре)

Ворона (кар- толчки диафрагмы, укрепление опоры звука)

Ёжик (ф-ф-ф толчки диафрагмы, укрепление опоры звука)

Дельфины (трр-рр длительное пение р в верхнем регистре, укрепление опоры, работа диафрагмы)

Ехала машина (работа диафрагмы, укрепление опоры звука)

Эхо, Весна - это песни – эхо - повтор детьми всех фраз песни вслед за педагогом (организация внимания, активный звуковысотный слух, точное вступление). (См. Приложение 3).

Эти песни могут применяться без направленного лечебного воздействия, а как учебный, частично концертный репертуар. Безусловно, что большая часть песен, может на уроках пения стимулировать оздоровительный эффект. Песни играют роль своеобразной певческой развивающей дыхательной гимнастики, т. к. вибрационные воздействия определённых звуков на органы дыхания и весь голосовой аппарат являются «мягким массажем» дыхательных органов (см. вступительную статью к сборнику об оздоровительной методике вибрационных воздействий песен М. Л. Лазарева).

Комплексные задачи- 2-3 навыка одновременно.

Последовательно разъясняемые и осваиваемые навыки требуется со временем объединить в один комплекс и добиваться закрепления навыков в комплексе. Для детей это сложно и может быть малоинтересно. Поэтому лучше сначала тренировать все навыки отдельно, пробуя иногда совмещать задачи, подсказывая во время начала фонации последовательность действий, например - вдох (имеется в виду правильный, не поверхностный вдох, высота (услышать, где звук, рот (открыть рот и т. д.). Можно ставить задачу правильного дыхания на первый план, оставляя пока без внимания другие и т. д.

Основной певческий комплекс включает в себя три навыка:

Вдох (с задержкой, предслышание высоты звука, фонация (с правильной артикуляцией звуков и т. д.).

Фонация или пение - тоже составной навык:

предслышание высоты звука - внутренний объём или зевок, настрой на звучание в резонаторе, форма рта при заданной слоговой артикуляции, певческое округление звука.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к портфолио 1. Титульный лист. Впишите фамилию, имя ребенка и дату начала ведения портфолио. Когда портфолио будет готово – проставьте здесь же дату.

Методические рекомендации «Рисуем пейзаж» Старшая группа Тема: Пейзаж Цель: Создание условий для работы с изо материалов, при изображении осеннего пейзажа. Задачи: 1. создать условия.

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации для занятий по эстрадному вокалу Методические рекомендации для занятий эстрадным вокалом по подготовке голосового и артикуляционного аппарата. С развитием вокального искусства.

Методические рекомендации к логопедическому тренажеру ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР «Помоги Барашу различить звуки с-ш» Цель: автоматизация умения дифференцировать звуки и буквы с-ш в словах, повышение.

Методические рекомендации к лэпбукуМетодические рекомендации к лэпбуку Значение методического пособия для ребенка: - способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; - способствует приобретению.

Методические рекомендации по наполнению речевого уголка Методические рекомендации по наполнению речевого уголка. Возрастная группа Наполняемость речевого уголка Младший дошкольный возраст 1.

Методические рекомендации по природоохранной деятельности в семье Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по экологическому воспитанию детей. Первоочередными факторами.

Методические рекомендации по театрализованной деятельности Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду. Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.

Методические рекомендации родителям по домашнему чтениюМетодические рекомендации родителям по домашнему чтению Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения. Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по вокалу
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 17:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по вокалу» (включая файлы) размещена пользователем Александра Кисельман (УИ 1573509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД