Нина Митрофанова
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание представляет собой длительный процесс, и именно детский сад занимает важную роль на начальном этапе его формирования. Смысл этого процесса заключается в получении знаний о культуре и самобытности своей страны, из которых рождается любовь и уважение к своей стране, что и является патриотическим воспитанием.
Данный процесс предполагает под собой постепенное осознание и принятие ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил. Целью патриотического воспитания является осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации, Родине. Проще говоря, воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
За последние годы произошли значительные изменения в стране, которые связаны с воспитанием подрастающего поколения, что обусловило переосмысление патриотического воспитания и его значения.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников- процесс сложный и длительный. Эта работа должна носить систематический характер. Патриотическое воспитание можно разделить на три сектора:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).
Чтобы привнести ясность в данном процессе, мы рассмотрим каждое направление отдельно.
Русская музыкальная классика известна на весь мир. В произведениях русских композиторов черпают вдохновение люди по всему миру. Русская классическая музыка известна своей самобытностью, силой духа и красотой. Из данного ресурса можно черпать бесконечно, что является плодотворной почвой для воспитания дошкольников. Необходимо знакомить детей с музыкой русских классиков. К сожалению, уровень культуры населения довольно низок, и не каждый взрослый умеет слушать классическую музыку. Из этого вытекает логичный вопрос: «Как заинтересовать ребенка классической музыкой?» Ответ прост. Необходимо приучать ребенка к классике постепенно и начинать как можно раньше.
Необходимо, чтоб классическая музыка звучала на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Для того чтоб данный процесс протекал наиболее успешно, от музыкального руководителя требуется – отобрать те музыкальные произведения, которые доступны пониманию ребенка определенного возраста. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П. И. Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. В раннем произведения русских классиков должны звучать как фон. В работе с детьми младшего возраста не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Не останавливаясь на конкретном репертуаре.
Таким образом мы можем вывести алгоритм ознакомления детей с творчеством русских композиторов-классиков.
Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии.
Классика должна быть использована в различных направлениях деятельности и не обязательно в разделе Восприятие музыки.
Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.
Начиная со старшего возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.
Не секрет, что русская классическая музыка родилась из русского фольклора, что объясняет ее самобытность. Русские композиторы зачастую использовали русско-народные песни в своих симфониях, операх и балетах.
Для того чтоб понимать и любить свою страну и свой народ необходимо понять и прочувствовать фольклор. Поэтому следующим этапом в формировании патриотизма у дошкольника является знакомство его с фольклором Родины.
Рассмотрим алгоритм работы в данном направлении.
Фольклорная музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии.
Фольклорная музыка должна быть использована в различных направлениях деятельности.
Использование фольклора во время досуга и праздников.
Особенно эффективной формой работы в данном направлении является «творческий проект». Русское народное творчество изучается углубленно, фронтально. Эта работа решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и к родной природе. В проектной деятельности участвует группа педагогов, которая состоит из музыкального руководителя, преподавателя по изодеятельности, воспитатели и родители.
Все участники проекта должны действовать согласованно, по единому разработанному участниками плану. Закончить такой проект желательно комплексным или интегрированным занятием. Длительность проекта примерно полтора месяца, но не более двух месяцев.
Третьим направлением в патриотическом воспитании является творчество современных композиторов, пишущих для детей. Содержание детской музыки построено таким образом, что воспитывает в детях : любовь к близким, к родному городу, к Родине. На мой взгляд, внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е. Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и многом другом.
Однако воспитание любви к своему народу, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, потому что если личность относится с любовью к своей стране, то она будет испытывать уважение к культурам других стран, несмотря на различия в мировоззрение. Также воспитание уважения и толерантности к другим народам необходимо в России, поскольку наша страна является многонациональной и многоконфессиональной. С этой целью нужно включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку).
В заключение хочу сказать, что именно дошкольное образование является фундаментом формирования личности, что объясняет особую значимость патриотического воспитания на данном этапе.
Список использованной литературы:
1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. - 82 - 92 с.
2. Бордовская., Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов Санкт-Петербург: Издательство “ Питер". - 2000 г.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., Москва: 1991 г.
4. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т. И. Оверчук. – Москва:2004 г.
5. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. Москва: 1980 г.
6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, Москва: 1990 г.
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - Москва: Сфера, 2004 - 112 с.
8. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, Москва: 2007 г.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. – Москва: 2005 г.