Людмила Анатольевна Берлизова
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды.
Образовательная область «Речевое развитие».
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте.
Образовательная область «Речевое развитие».
(с 2 до 4 лет)
Для развития речи детей 3-го года жизни в группах должны быть предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.
Уголок речевого развития:
картотека упражнений и наглядных картинок для артикуляционной, мимической гимнастики, зеркала;
картотека упражнений дыхательной гимнастики, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания;
картотека пальчиковых игр;
крупные яркие игрушки, изготовленные из различных материалов чистых цветов и несложных форм;
картотека предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;
картотека упражнений для развития интонационной выразительности;
игры для обогащения пассивного и активного словаря (наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми по лексическим темам- предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения: предметы мебели, одежды, посуды, животных, овощей и фруктов, деревья и кустарники; картинки с изображением явлений природы; основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама моет, доктор лечит, продавец продает); с изображением размера, цвета, качества предмета; с изображением действий (ложиться спать, садиться, одеваться и т. д.); формирования грамматического строя речи, связной речи («Покажи и назови», «Кто где?», «Мой, моя», «1,2,3», «Подбери пару», «Оденем куклу», «Что делает?», «Большие и маленькие», «Кто в домике живёт?», «Кто как кричит», «Найди маму детенышу», «Собери картинку», «Подбери по цвету, форме», «Лото «Игрушки», «Животные») и т. п. ;
картотека логоритмических упражнений;
картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;
картотека словесных дидактических игр;
фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
медиатека (презентации, стихи, мультфильмы, проектор, экран, ноутбук
Книжный уголок:
• книги со знакомым сказкам, потешками;
• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);
• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);
• книжки-раскладушки.
Включает художественную литературу, соответствующую программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Уголок сенсомоторного развития:
матрешки, вкладыши разной формы, игрушки – шнуровки разного вида, «Забавные пуговицы», разного вида мозаика, пирамидки, прищепки, звучащие игрушки-заместители, маленькая ширма, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (волшебный мешочек с мелкими игрушками, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, поднос с тонким слоем манки для рисования, природный материал (семена злаковых и бобовых растений, напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия.
Музыкальный уголок:
• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.)
• шумовые инструменты, изготовленные своими руками;
• звучащие игрушки (говорящие, поющие);
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
Театральный уголок
• различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, куклы би-ба-бо;
• маски для игр-драматизаций;
• разнообразные фланелеграфы;
Театральный уголок служит для развития диалогической, монологической речи, интонационной выразительности.
Игровой уголок:
• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
• кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.).
Для детей младшего дошкольного возраста образовательное пространство должно быть организовано с учётом следующих принципов РРПС:
Полифункциональность материалов предполагает:
• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;
• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Доступность среды предполагает:
• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной речевой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в среднем дошкольном возрасте.
Образовательная область «Речевое развитие».
(с 4 до 5 лет)
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, к языку. В средней группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить организации речевого центра.
Речевой центр:
• крупные яркие игрушки, изготовленные из различных материалов чистых цветов и несложных форм;
• картотека упражнений и наглядных картинок для артикуляционной, мимической гимнастики, зеркала;
• картотека упражнений дыхательной гимнастики, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй пчелку с цветка», «Горячий чай», «Огнедышащие дракончики», «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Лодочки плывут по озеру», «Покатаем бревнышки»);
• картотека пальчиковых игр;
• (игры с крышками «Помоги клоуну собрать мячики», «Разложи по цветам»;
• игра с пинцетом «Разложи по цветам», игры с футлярами от киндер яиц «Сухой бассейн», игры с использованием фасоли «Покорми хрюшку», игры с мелкими предметами «Высади цветы в клумбу», «Выложи узор», игры с ленточками «Разноцветные дорожки», «Солнышко», «Кто быстрее поймает рыбку» и др. ;
• массажные мячики и коврики, бигуди для пальчиковой гимнастики;
• кубики, пазлы по сказкам;
• различные виды конструктора;
• шнуровки;
• игры с прищепками;
• картотека предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения, автоматизация и дифференциация поставленных свистящих, шипящих звуков;
• картотека упражнений для развития интонационной выразительности;
• игры для обогащения пассивного и активного словаря (наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми по лексическим темам; формирования грамматического строя речи, связной речи (настольно-печатные дидактические игры «Давай отгадаем», «Кого не стало», «Чего не хватает?», «Что изменилось?»», «Подбери пару», «У кого кто?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Найди маму детенышу», «Собери картинку», «Один-много», «Подбери по цвету, форме», «алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, лото, домино);
• картотека скороговорок и опорных схем (мнемотаблиц) для их запоминания, картотека считалок, картотека дразнилок;
• картотека логоритмических упражнений;
• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;
• картотека словесных дидактических игр;
• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы, проектор, экран, ноутбук;
• игротека и пособия для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза («Синий-красный», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные флажки»; раздаточный материал («Светофорчики», «Флажки», «Разноцветные фишки», пособия «Эхо», «Телеграф», «Кто едет в поезде», алфавит на кубиках, магнитный алфавит, слоговые таблицы).
Книжный уголок:
• детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки;
• иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей;
• сюжетные картинки;
• выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников;
• портреты писателей и поэтов;
• книжки-раскраски;
• книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки;
• книги-рассказы в картинках;
• репродукции картин, иллюстраций;
• диванчик, отделенный от общего пространства занавеской, для рассматривания детских книг и иллюстраций.
Уголок сенсомоторного развития:
матрешки, вкладыши разной формы, игрушки – шнуровки разного вида, «Забавные пуговицы», разного вида мозаика, пирамидки, прищепки, звучащие игрушки-заместители, маленькая ширма, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (волшебный мешочек с мелкими игрушками, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, поднос с тонким слоем манки для рисования, природный материал (семена злаковых и бобовых растений, напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, CD с записью голосов природы, цветные карандаши, мелки.
Музыкальный уголок:
• музыкальный центр;
• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);
• шумовые инструменты, изготовленные своими руками;
• звучащие игрушки (говорящие, поющие);
• музыкальные дидактические игры.
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
Театральный уголок:
• различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, настольный, куклы би-ба-бо;
• разнообразные фланелеграфы, маленькая ширма;
• костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
Театральный уголок служит для развития диалогической, монологической речи, интонационной выразительности.
Игровой уголок:
• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
• кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для сюжетно–ролевых игр «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.);
• Модели машин разного размера из разных материалов, сборные модели машин, фигурки для обыгрывания построек, плоскостные изображения кукол и одежда для них.
Для детей среднего дошкольного возраста образовательное пространство должно быть организовано с учётом следующих принципов РРПС:
Полифункциональность материалов предполагает:
• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;
• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Доступность среды предполагает:
• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной речевой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в старшем дошкольном возрасте.
Образовательная область «Речевое развитие».
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в старшем дошкольном возрасте, следует учесть, что он является сензитивным периодом развития речи. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.
Речевой центр:
• картотека упражнений и наглядных картинок для артикуляционной, мимической гимнастики, зеркала;
• картотека предметных и сюжетных картинок, настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных свистящих и шипящих, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах;
• картотека упражнений дыхательной гимнастики, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй пчелку с цветка», «Горячий чай», «Огнедышащие дракончики», «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Лодочки плывут по озеру», «Покатаем бревнышки» и т. п.);
• картотека, игротека пальчиковых игр (игры с крышками «Помоги клоуну собрать мячики», «Разложи по оттеночным цветам»; игра с пинцетом «Разложи по оттеночным цветам», игры с футлярами от киндер яиц «Сухой бассейн», игры с использованием фасоли «Покорми хрюшку», игры с мелкими предметами «Высади цветы в клумбу», «Выложи узор», игры с ленточками «Разноцветные дорожки», «Солнышко», «Кто быстрее поймает рыбку», прописи, пальчиковые игры, пазлы, мозайка, игры с прищепками, мелкий конструктор «Лего», массажные мячики и т. д.);
• картотека упражнений для развития интонационной выразительности;
• игры для развития лексико-грамматических категорий (наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми по лексическим темам; альбом и наборы открыток с видами родного города; настольно-печатные дидактические игры «Чей хвост, чья голова, чьё туловище», «Чего не стало», «Великан и гномик», «Что изменилось?», «Что из чего сделано», «Назови семью», «Когда это бывает?», «Какой?Какая?Какое?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Скажи наоборот», «Назови одним словом»,, «Один-много», «Скажи со словом много», лото, домино);
• игры для развития связной речи (сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; алгоритмы и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов);
• картотека скороговорок и опорных схем (мнемотаблиц) для их запоминания, картотека считалок, картотека дразнилок;
• картотека логоритмических упражнений;
• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;
• картотека словесных дидактических игр;
• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);
• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы, проектор, экран, ноутбук.
• игротека и пособия для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза («Синий, красный, зелёный», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные флажки», «Светофорчики», «Флажки», «Разноцветные фишки», «Эхо», «Телеграф», «Кто едет в поезде», раздаточный материал (фишки, семафорчики, флажки, схемы для определения места звука в слове, материал для анализа и синтеза предложений т. п., алфавит на кубиках, магнитный алфавит, слоговые таблицы).
Книжный уголок:
• детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки;
• иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей;
• сюжетные картинки;
• выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников;
• портреты писателей и поэтов;
• книжки-раскраски;
• книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки;
• книги-рассказы в картинках;
• репродукции картин, иллюстраций;
• диванчик, отделенный от общего пространства занавеской, для рассматривания детских книг и иллюстраций;
Уголок сенсомоторного развития:
матрешки, вкладыши разной формы, игрушки – шнуровки разного вида, «Забавные пуговицы», разного вида мозаика, пирамидки, прищепки, звучащие игрушки-заместители, маленькая ширма, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (волшебный мешочек с мелкими игрушками, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, поднос с тонким слоем манки для рисования, природный материал (семена злаковых и бобовых растений, напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, CD с записью голосов природы, цветные карандаши, мелки, развивающие пособия В. Воскобовича.
Музыкальный уголок включает:
• музыкальный центр;
• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);
• шумовые инструменты, изготовленные своими руками;
• звучащие игрушки (говорящие, поющие);
• музыкальные дидактические игры.
Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.
Театральный уголок
• различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, настольный, куклы би-ба-бо;
• разнообразные фланелеграфы, маленькая ширма;
• костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок;
Театральный уголок служит для развития диалогической, монологической речи, интонационной выразительности.
Игровой уголок:
• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;
• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;
• кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.);
• модели машин разного размера из разных материалов, сборные модели машин, фигурки для обыгрывания построек;
• плоскостные изображения кукол и одежда для них.
Для детей старшего дошкольного возраста образовательное пространство должно быть организовано с учётом следующих принципов РРПС:
Полифункциональность материалов предполагает:
• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;
• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Доступность среды предполагает:
• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной речевой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.