Приложение МААМ

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию дошкольников

Людмила Анатольевна Берлизова
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Образовательная область «Речевое развитие».

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в младшем дошкольном возрасте.

Образовательная область «Речевое развитие».

(с 2 до 4 лет)

Для развития речи детей 3-го года жизни в группах должны быть предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.

Уголок речевого развития:

картотека упражнений и наглядных картинок для артикуляционной, мимической гимнастики, зеркала;

картотека упражнений дыхательной гимнастики, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания;

картотека пальчиковых игр;

крупные яркие игрушки, изготовленные из различных материалов чистых цветов и несложных форм;

картотека предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;

картотека упражнений для развития интонационной выразительности;

игры для обогащения пассивного и активного словаря (наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми по лексическим темам- предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения: предметы мебели, одежды, посуды, животных, овощей и фруктов, деревья и кустарники; картинки с изображением явлений природы; основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама моет, доктор лечит, продавец продает); с изображением размера, цвета, качества предмета; с изображением действий (ложиться спать, садиться, одеваться и т. д.); формирования грамматического строя речи, связной речи («Покажи и назови», «Кто где?», «Мой, моя», «1,2,3», «Подбери пару», «Оденем куклу», «Что делает?», «Большие и маленькие», «Кто в домике живёт?», «Кто как кричит», «Найди маму детенышу», «Собери картинку», «Подбери по цвету, форме», «Лото «Игрушки», «Животные») и т. п. ;

картотека логоритмических упражнений;

картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;

картотека словесных дидактических игр;

фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);

медиатека (презентации, стихи, мультфильмы, проектор, экран, ноутбук

Книжный уголок:

• книги со знакомым сказкам, потешками;

• книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);

• книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки – четвертушки, книжки – малышки;

• книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

• музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);

• книжки-раскладушки.

Включает художественную литературу, соответствующую программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Уголок сенсомоторного развития:

матрешки, вкладыши разной формы, игрушки – шнуровки разного вида, «Забавные пуговицы», разного вида мозаика, пирамидки, прищепки, звучащие игрушки-заместители, маленькая ширма, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (волшебный мешочек с мелкими игрушками, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, поднос с тонким слоем манки для рисования, природный материал (семена злаковых и бобовых растений, напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия.

Музыкальный уголок:

• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.)

• шумовые инструменты, изготовленные своими руками;

• звучащие игрушки (говорящие, поющие);

Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.

Театральный уголок

• различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, театр кружек, куклы би-ба-бо;

• маски для игр-драматизаций;

• разнообразные фланелеграфы;

Театральный уголок служит для развития диалогической, монологической речи, интонационной выразительности.

Игровой уголок:

• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;

• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;

• кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.).

Для детей младшего дошкольного возраста образовательное пространство должно быть организовано с учётом следующих принципов РРПС:

Полифункциональность материалов предполагает:

• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;

• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Доступность среды предполагает:

• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной речевой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в среднем дошкольном возрасте.

Образовательная область «Речевое развитие».

(с 4 до 5 лет)

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, к языку. В средней группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить организации речевого центра.

Речевой центр:

• крупные яркие игрушки, изготовленные из различных материалов чистых цветов и несложных форм;

• картотека упражнений и наглядных картинок для артикуляционной, мимической гимнастики, зеркала;

• картотека упражнений дыхательной гимнастики, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй пчелку с цветка», «Горячий чай», «Огнедышащие дракончики», «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Лодочки плывут по озеру», «Покатаем бревнышки»);

• картотека пальчиковых игр;

• (игры с крышками «Помоги клоуну собрать мячики», «Разложи по цветам»;

• игра с пинцетом «Разложи по цветам», игры с футлярами от киндер яиц «Сухой бассейн», игры с использованием фасоли «Покорми хрюшку», игры с мелкими предметами «Высади цветы в клумбу», «Выложи узор», игры с ленточками «Разноцветные дорожки», «Солнышко», «Кто быстрее поймает рыбку» и др. ;

• массажные мячики и коврики, бигуди для пальчиковой гимнастики;

• кубики, пазлы по сказкам;

• различные виды конструктора;

• шнуровки;

• игры с прищепками;

• картотека предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения, автоматизация и дифференциация поставленных свистящих, шипящих звуков;

• картотека упражнений для развития интонационной выразительности;

• игры для обогащения пассивного и активного словаря (наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми по лексическим темам; формирования грамматического строя речи, связной речи (настольно-печатные дидактические игры «Давай отгадаем», «Кого не стало», «Чего не хватает?», «Что изменилось?»», «Подбери пару», «У кого кто?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Найди маму детенышу», «Собери картинку», «Один-много», «Подбери по цвету, форме», «алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, лото, домино);

• картотека скороговорок и опорных схем (мнемотаблиц) для их запоминания, картотека считалок, картотека дразнилок;

• картотека логоритмических упражнений;

• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;

• картотека словесных дидактических игр;

• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);

• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы, проектор, экран, ноутбук;

• игротека и пособия для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза («Синий-красный», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные флажки»; раздаточный материал («Светофорчики», «Флажки», «Разноцветные фишки», пособия «Эхо», «Телеграф», «Кто едет в поезде», алфавит на кубиках, магнитный алфавит, слоговые таблицы).

Книжный уголок:

• детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки;

• иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей;

• сюжетные картинки;

• выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников;

• портреты писателей и поэтов;

• книжки-раскраски;

• книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки;

• книги-рассказы в картинках;

• репродукции картин, иллюстраций;

• диванчик, отделенный от общего пространства занавеской, для рассматривания детских книг и иллюстраций.

Уголок сенсомоторного развития:

матрешки, вкладыши разной формы, игрушки – шнуровки разного вида, «Забавные пуговицы», разного вида мозаика, пирамидки, прищепки, звучащие игрушки-заместители, маленькая ширма, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (волшебный мешочек с мелкими игрушками, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, поднос с тонким слоем манки для рисования, природный материал (семена злаковых и бобовых растений, напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, CD с записью голосов природы, цветные карандаши, мелки.

Музыкальный уголок:

• музыкальный центр;

• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);

• шумовые инструменты, изготовленные своими руками;

• звучащие игрушки (говорящие, поющие);

• музыкальные дидактические игры.

Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.

Театральный уголок:

• различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, настольный, куклы би-ба-бо;

• разнообразные фланелеграфы, маленькая ширма;

• костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

Театральный уголок служит для развития диалогической, монологической речи, интонационной выразительности.

Игровой уголок:

• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;

• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;

• кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для сюжетно–ролевых игр «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.);

• Модели машин разного размера из разных материалов, сборные модели машин, фигурки для обыгрывания построек, плоскостные изображения кукол и одежда для них.

Для детей среднего дошкольного возраста образовательное пространство должно быть организовано с учётом следующих принципов РРПС:

Полифункциональность материалов предполагает:

• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;

• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Доступность среды предполагает:

• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной речевой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.

Методические рекомендации по организации развивающей предметно- пространственной среды в старшем дошкольном возрасте.

Образовательная область «Речевое развитие».

Организуя развивающую предметно-пространственную среду в старшем дошкольном возрасте, следует учесть, что он является сензитивным периодом развития речи. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления.

Речевой центр:

• картотека упражнений и наглядных картинок для артикуляционной, мимической гимнастики, зеркала;

• картотека предметных и сюжетных картинок, настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных свистящих и шипящих, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах;

• картотека упражнений дыхательной гимнастики, пособия для воспитания правильного физиологического дыхания («Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй пчелку с цветка», «Горячий чай», «Огнедышащие дракончики», «Футбол», «Подуем в трубочку», «Фокус-покус», «Лодочки плывут по озеру», «Покатаем бревнышки» и т. п.);

• картотека, игротека пальчиковых игр (игры с крышками «Помоги клоуну собрать мячики», «Разложи по оттеночным цветам»; игра с пинцетом «Разложи по оттеночным цветам», игры с футлярами от киндер яиц «Сухой бассейн», игры с использованием фасоли «Покорми хрюшку», игры с мелкими предметами «Высади цветы в клумбу», «Выложи узор», игры с ленточками «Разноцветные дорожки», «Солнышко», «Кто быстрее поймает рыбку», прописи, пальчиковые игры, пазлы, мозайка, игры с прищепками, мелкий конструктор «Лего», массажные мячики и т. д.);

• картотека упражнений для развития интонационной выразительности;

• игры для развития лексико-грамматических категорий (наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми по лексическим темам; альбом и наборы открыток с видами родного города; настольно-печатные дидактические игры «Чей хвост, чья голова, чьё туловище», «Чего не стало», «Великан и гномик», «Что изменилось?», «Что из чего сделано», «Назови семью», «Когда это бывает?», «Какой?Какая?Какое?», «Чудесный мешочек», «Сосчитай-ка», «Скажи наоборот», «Назови одним словом»,, «Один-много», «Скажи со словом много», лото, домино);

• игры для развития связной речи (сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; алгоритмы и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов);

• картотека скороговорок и опорных схем (мнемотаблиц) для их запоминания, картотека считалок, картотека дразнилок;

• картотека логоритмических упражнений;

• картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания;

• картотека словесных дидактических игр;

• фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);

• медиатека (презентации, стихи, мультфильмы, проектор, экран, ноутбук.

• игротека и пособия для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза («Синий, красный, зелёный», «Разноцветные корзинки», «Разноцветные флажки», «Светофорчики», «Флажки», «Разноцветные фишки», «Эхо», «Телеграф», «Кто едет в поезде», раздаточный материал (фишки, семафорчики, флажки, схемы для определения места звука в слове, материал для анализа и синтеза предложений т. п., алфавит на кубиках, магнитный алфавит, слоговые таблицы).

Книжный уголок:

• детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, обрядовые песни и прибаутки, докучные сказки, небылицы (народные и авторские, народные и литературные сказки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки;

• иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей;

• сюжетные картинки;

• выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников;

• портреты писателей и поэтов;

• книжки-раскраски;

• книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки;

• книги-рассказы в картинках;

• репродукции картин, иллюстраций;

• диванчик, отделенный от общего пространства занавеской, для рассматривания детских книг и иллюстраций;

Уголок сенсомоторного развития:

матрешки, вкладыши разной формы, игрушки – шнуровки разного вида, «Забавные пуговицы», разного вида мозаика, пирамидки, прищепки, звучащие игрушки-заместители, маленькая ширма, занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (волшебный мешочек с мелкими игрушками, пальчиковый бассейн с различными наполнителями, поднос с тонким слоем манки для рисования, природный материал (семена злаковых и бобовых растений, напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики, игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, CD с записью голосов природы, цветные карандаши, мелки, развивающие пособия В. Воскобовича.

Музыкальный уголок включает:

• музыкальный центр;

• музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);

• шумовые инструменты, изготовленные своими руками;

• звучащие игрушки (говорящие, поющие);

• музыкальные дидактические игры.

Музыкальный уголок служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.

Театральный уголок

• различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, настольный, куклы би-ба-бо;

• разнообразные фланелеграфы, маленькая ширма;

• костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок;

Театральный уголок служит для развития диалогической, монологической речи, интонационной выразительности.

Игровой уголок:

• игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;

• крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;

• кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.);

• модели машин разного размера из разных материалов, сборные модели машин, фигурки для обыгрывания построек;

• плоскостные изображения кукол и одежда для них.

Для детей старшего дошкольного возраста образовательное пространство должно быть организовано с учётом следующих принципов РРПС:

Полифункциональность материалов предполагает:

• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

• наличие в группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

• наличие в группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;

• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Доступность среды предполагает:

• доступность для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной речевой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОСОрганизация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе с учетом ФГОС Для создания речевого уголка во второй младшей группе были использованы "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольниковЗначение развивающей предметно-пространственной среды в системно-деятельностном подходе воспитания дошкольников Цель работы: Воспитание личности, способной выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию дошкольников
Опубликовано: 11 января 2025 в 12:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Анатольевна Берлизова (УИ 146833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД