марина лютикова
Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
[МБДОУ ДС № 66 «Тополек» г. Тамбов
Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.
Музыкальный руководитель
Лютикова Марина Борисовна
МБДОУ ДС № 66 «Тополек» г. Тамбов
Тамбов 2017.
Данные методические рекомендации рекомендованы музыкальным руководителям, воспитателям, логопедам и может быть полезно родителям.
Создание здоровье сберегающей среды
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
на музыкальных занятиях в ДОО.
«Музыка - целитель здоровья. Здоровый малыш это радость, счастье и благополучие не только для семьи, но и для всего общества. Забота о здоровье детей - это особая задача для всех взрослых».
Владимир Иванович Бехтерев.
Музыкально – оздоровительная работа - достаточно новое направление в музыкальном воспитание дошкольников, хотя музыкальное развитие ребенка, в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. С одной стороны, музыка благоприятна для всего организма в целом, с другой является одним из средств физического развития ребенка. Именно на современном этапе развития дошкольного образования перед дошкольным учреждением встает необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей. И это становится возможным благодаря использованию в педагогическом процессе дошкольного учреждения интегрированного подхода, как и к образованию, так и к сохранению и укреплению здоровья дошкольников путем организации интегрированных занятий. Потребность в этом виде занятий объясняется целым рядом причин, одними из которых являются следующие:
1. интегрированные занятия не стандартны и интересны.
2. раскрывают большие педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Музыкально - оздоровительная работа - развитие музыкальных и творческих способностей, а также формирование привычки к здоровому образу жизни.
Цель проводимой работы;
Совершенствование музыкально - оздоровительной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психофизического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
1. Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальность детей, посредством внедрения здоровье сберегающих технологий;
Данная задача включает в себя:
• Развитие специальных музыкальных способностей;
• Координация слуха и голоса, координация движений;
• Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.
• Обеспечение комфорта детей в различных формах организации непосредственно образовательной деятельности.
2. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.
Данная задача включает в себя:
• Развитие сенсорных и моторных функций;
• Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний.
3. Разработать и внедрить оздоровительные игры в музыкальную деятельность детей.
4. Формирование интерактивного взаимодействия родителей и педагогов.
Научная основа базируется на программах и методических пособиях;
• Программа «Ладушки» под ред. Каплуновой, Новосельцевой.
• «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. Ветлугиной.
• Программа по слушанию О. Радыновой «Музыкальные шедевры»
• Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной
• Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду под ред. О. Арсееневской.
Методические рекомендации по организации музыкального занятия на основе здоровье сберегающих технологий.
В системе музыкально-оздоровительной работы в непосредственно образовательной деятельности использую разнообразные здоровье сберегающие технологии;
Валеологические песенки.
Цель; Подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов.
Валеологические песенки - отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира. Использую валеологические песенки, как в начале занятия, так и вместо привычной физкультминутки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшает эмоциональный климат на занятии. Проводимые специалистами дошкольного учреждения в начале года учебного года мониторинг, выявляет детей имеющие речевые нарушения и часто болеющих детей. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание развитию дыхания детей с использованием элементов дыхательной гимнастики.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1. Укрепление физиологического дыхания детей
2. Тренировка силы вдоха и выдоха
3. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развитие продолжительного вдоха.
Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающе и даже лечебное воздействие.
При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. При этом важно соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения. Мониторинг, проводимый в конце учебного года, позволяет наблюдать положительную динамику речевого развития детей. Дети стали лучше говорить, с удовольствием читают стихи, исполняют роли в детских праздниках.
Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы это игроритмические упражнения. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой, использую их на музыкальных занятиях, а инструктор по ФИЗО на физкультурных занятиях. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.
Пальчиковые игры. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук; сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Игровой массаж. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция, или же музыка звучит просто фоном.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует психологическому благополучию ребенка на занятиях и в повседневной жизни, т. е. сохранение психического здоровья. Музыка дает положительно эмоциональный настрой всему организму. Начиная от утренней гимнастики и заканчивая упражнениями на расслабление в течение всего дня. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание нужно уделять музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно проводить комплексы несложных упражнений, не поднимая, малыш малышей с кровати. Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Создана картотека: Валеологических распевок, фонопедических упражнений, игрового массажа и дыхательных упражнений, фонотека музыкотерапии.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием
здоровье сберегающих технологий.
(виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия
и настроя детей).
1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения.
2. Приветствие. Валеологическая песня- распевка для настройки на рабочий лад.
3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.
4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество.
6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.
7. Игра на детских музыкальных инструментах.
Творческое музицирование.
8. Прощание.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учёте индивидуальных возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Организация оздоровительной работы в детском саду дает положительный результат. Эффективная работа всех специалистов ДОУ с использованием здоровье сберегающих технологий, также и на музыкальных занятиях обеспечивает положительную динамику, снижение заболеваемости детей в детском саду, созданию благоприятного психологического климата. Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровье сберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.