Получи документы

Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды

Наталия Золотченко
Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды
▼ Скачать + Заказать документы

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

Публикация «Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды» размещена в разделах

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

У старших дошкольников появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде, позволяющей расширить личный опыт ребенка (познакомиться с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с разными жанрами живописи и т. д.).

Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые пространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро, поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Лучше приобретать стеллажи и модульные шкафчики на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этого также подойдут небольшие ширмы, крупный модульный материал.

Удачным в организации игровых ситуаций мы считаем использование ширм–передвижек. Для наших детей мы изготовили разнообразные ширмы.

Они мобильны, многофункциональны, их легко можно перенести в любую часть группы. В ширмах предусмотрены кармашки разных размеров, куда можно складывать атрибутику для игр. Так же предусмотрены окна, зеркала, различные полочки и крючки. Это оборудование хорошо подходит для организации сюжетно - ролевых игр. Оформление продумано таким образом, чтобы не наталкивать детей на какую-то конкретную игровую ситуацию. Например, в оформлении ширм нет символов, обозначающих ту или иную сюжетную игровую линию: ножницы как символ, обозначающий парикмахерскую, ложка с вилкой, обозначающие кафе и т. д. Дети сами подбирают атрибуты к играм, придумывают сюжет, создавая свой воображаемый мир.

Предметно игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра со сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих). Педагоги привлекают к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.

Сюжетно-ролевые игры должны носить отражательный характер: ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности. (Например, в некоторых группах есть игра «Ателье», однако большинство современных детей никогда не наблюдали процесса изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра не приживется в группе.

Важная роль отводится конструктивной деятельности, поэтому в среду необходимо включать конструкторы и строительные наборы из разного материала, напольные и настольные, с различными способами крепления деталей, разной тематической направленности; разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций.

Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят парички, детали одежды взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнцезащитные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка и др.).

Возрастает произвольность поведения, что свидетельствует о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции активности все еще выражена недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакции. Поэтому значительное внимание уделяется играм с правилами. Замечено, старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры, успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр – они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

В группе специально выделено место для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на формирование действий сравнения, классификации, сериации, узнавания по описанию, воссоздания, умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно-проверочные действия («Найди ошибки художника», «Логический поезд», «Четвертый лишний» и т. п.); тетради на печатной основе; познавательные книги; игры на развитие внутренних психических функций.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к познавательным заданиям. С этой целью детям в течение дня предлагают подбирать предметы и игрушки, названия которых, например, начинаются с определенного звука, и складывать их в большие пластиковые корзинки. Можно также собирать разнообразно звучащие предметы и задавать основания для их классификации: в одну корзинку – предметы с музыкальными звуками, в другую – с шумовыми; в одну – с высокими звуками, в другую – с низкими и т. д. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности целесообразно разместить 5-6 рамок и множество вырезанных из старых журналов картинок: пусть ребенок покопается в них, отберет несколько и разложит их в определенной последовательности, а потом составит по ним рассказ.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Желательно использовать материалы, которые помогут им лучше воспринимать ваши рассказы: игрушки, картинки, иллюстрации, справочные издания. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым они знакомятся (деревня, древнее поселение и т. п.). Расширяются возможности познания родного края, страны: в группе желательно иметь гербы города и края, в котором живут дети, герб и флаг страны; повесить карту, на которой отметить место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире, в которых дети побывали; рядом можно прикрепить листы с рассказами детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии.

У детей старшего дошкольного возраста продолжают расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств: обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; о культуре общения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах. В этом педагогу помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи. Важно показать им конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях: в группе следует определить место для картинок, изображающих людей в различных эмоциональных состояниях и варианты реагирования на это. Неплохо иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций». Для него нужна основа и набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал, брови, глаза, нос, рот (детали представлены в 4-5 вариантах). Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.

Публикации по теме:

«С детьми играть — ум, разум, душу развивать!» Методические рекомендации для родителей по организации игровой деятельности Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества. Ни.

Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности 1. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать,.

Методические рекомендации педагогам по организации обучения счета предметов в ДОО Методические рекомендации педагогам по организации обучения счета предметов в ДОО Обучение счету должно помочь детям понять цель данной.

Методические рекомендации по организации конкурсов художественного творчества Организация конкурса требует тщательного планирования и подготовки. Кульминационным моментом каждого конкурса является награждение победителей.

Методические рекомендации по организации новогоднего праздника Новый год - это всегда сказка и встреча с чудом. Этот праздник любят и отмечают все. Без праздников не бывает детства Праздники в жизни.

Методические рекомендации по организации приема пищи в дошкольном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское» Симферопольского района Республики.

Методические рекомендации по организации спортивного праздника О, спорт! Ты — мир! Пьер де Кубертен Спортивные праздники, одна из форм активного отдыха детей и взрослых, включает разнообразные виды.

Методические рекомендации по применению социо-игровой технологии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кутуликский детский сад №1 Методические рекомендации по использованию.

Особенности организации предметно-игровой среды в старшем дошкольном возрасте Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым,.

Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском саду Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском саду Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды
Опубликовано: 3 июня 2018 в 12:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Золотченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД