Надежда Мамылина
Методические рекомендации по оформлению центра искусства в соответствии с требованиями ФГОС до и системой оценивания ЕСЕRS
Составитель: воспитатель Мамылина Надежда Михайловна, МБДОУ д/с № 1 «Ручеек» МО г-к Анапа
Слайд 1
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть приближена к домашней, а, следовательно, необходимо зонирование пространства и полная доступность для детей всех материалов и объектов, ее составляющих. Мотивация к деятельности у дошкольников еще кратковременная, неустойчивая, поэтому важно, чтобы все необходимые материалы для определенного вида деятельности находились в непосредственной близости друг к другу. Так, центр искусства необходимо расположить в непосредственной близости от раковин с водой.
Публикация «Методические рекомендации по оформлению центра искусства в соответствии с требованиями ФГОС до и системой оценивания ЕСЕRS» размещена в разделах
Ребенок в любое свободное время (самостоятельная деятельность в центрах по интересам) может прийти в центр искусства и увидев все (вплоть до воды в непроливайках) для своего замысла начать самостоятельную работу. Поэтому в центре искусства не должно находиться 30 наборов карандашей, стопка пачек гуаши, пачки бумаги, куча кисточек и др. Не должно быть свалки, перезагруженности. Все необходимое для НОД (занятие со всей группой детей) хранится в контейнерах собранных вместе с детьми и промаркированных (со средней группы подписано, надпись приклеивается в присутствии детей) Во время занятия на вопрос воспитателя чем будем рисовать дети четко знают где находиться контейнер с необходимым материалом и совместно с воспитателем готовят рабочие места. Воспитатель открывает контейнеры, а дети берут себе необходимые карандаши, бумагу, и др.
Слайд 2
Принятая в работу в Краснодарском крае система оценивания ЕСЕRS по шкалам проходит по дескрипторам (критериям) от 1 до 7 баллов. В шкале ЕСЕRS обозначены обязательные требования к наполнению центра искусства.
В необходимый минимум (на 3 балла) входят следующие материалы и объекты:
- Некоторое количество материалов для занятий искусством доступно детям не менее 1 часа в день;
- Детям разрешается некоторая свобода в индивидуальном самовыражении при использовании материалов для занятий искусством (напр., детям позволяют по-своему раскрашивать заранее подготовленные шаблоны; помимо проектов под руководством воспитателей разрешается некоторая индивидуальная работа).*
Так как каждое дошкольное учреждение и его коллектив постоянно стремятся к развитию в выполнении требований ФГОС ДО, то актуальными станут методические рекомендации о тех материалах и инструментах, которыми следует наполнить центр искусства для того, чтобы он соответствовал от 5 до 7 баллов, что можно приравнять к терминам от «хорошо» до «отлично».
Слайд 3
Критерий 5.1. Большое количество разнообразных материалов для занятий искусством доступно в течение значительной части дня (то есть всегда и даже на прогулке в теплое время года)
Слайд 4
Что включает в себя понятие «Большое количество разнообразного материала» в центре искусства для самостоятельной деятельности детей?
Для рисования:
- карандаши цветные, карандаши восковые (без бумажек, нетоксичные фломастеры, пастель и др.
- Краски: акварель, гуашь, тушь;
- Кисти по 10 шт. №2,3,6,7,10,12, жесткие кисти для тычкования.
- непроливайки с водой, салфетки для промакивания, палитры, подставки для кисточек (примерно по 10 шт.)
- бумага разных размеров (лежит отдельно от картона и цветной бумаги примерно на каждый день по 10-15 листов размера А-3. А-4, А-5; в идеале разной фактуры (для черчения, ксероксная, для живописи рыхлой фактуры, тонированная)
- печатки (рядом губка пропитанная краской или водой) трафареты.
- Набор картинок. Трафареты разнообразных линий.
Для лепки:
- 3D материалы: пластилин, глина, соленое тесто
- Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие, стеки разной формы, скалки,
- Доски для лепки. салфетки
- дополнительный материал (орешки, косточки крупные, коктейльные трубочки и др.). Еда не может считаться материалом для занятий искусством
- Схемы по лепке.
Для конструирования:
На определенную тему по конструированию используется разнообразная подборка материала и обязательно образцы поделок не менее 5, например:
1. подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи и др.)
Кроме того, воспитателям необходимо создать в отдельных папках следующие подборки:
Самый важный Альбом-папка, которая наполняется в течение года, в ней хранятся образцы по темам рисования, аппликации, лучшие детские рисунки. Он находится в центре Искусства постоянно. А вот подборка:
• схемы по оригами; аппликации, рисованию
• схемы по смешиванию красок;
• шаблоны для рисования и аппликации;
• выставка (часть в специальной папке) с образцами детских рисунков, фотографий, образцы живописи известных художников до 5 вариантов одной темы (например тема «Золотая осень» - это фото осенних пейзажей, иллюстрации с временем года осень, детские рисунки на тему осень, копии картин изображающих природу осенью) В месяц от 2 до 4 тем (При подборе необходимо учитывать гендерное воспитание, присутствие иллюстраций и материалов, изображающих тему разными этническими группами, культурами и др.).
В центре Искусства эти подборки меняются в течение года в соответствии с темой, и тем навыком, который вы отрабатываете с детьми. Выставлять все - неправильно!
Слайд 5
Для аппликации:
- индивидуальные клеёнки, Кисточки для клея, розетки для клея, салфетки (по 10-12 шт.)
- клей ПВА в баночках из-под гуаши плотно закрыт крышкой), клей –карандаши, клейкая лента (скотч).
- Безопасные ножницы, разнообразные дыроколы, степлеры.
- Набор разнообразной цветной бумаги разной фактуры и разного размера аккуратно разложена по ячейкам в пластиковой папке
- выкройки, и образцы (до 5 шт.) на определенную тему (Фрукты. Машины. Дома. И т. д.)
- материалы для коллажей: цветная бумага разной фактуры, картон цветной, салфетки и полотенца бумажные разного цвета, журналы для вырезания, клей.
- Подборка для красочного дополнения (картинки, наклейки, фантики, фигурки с дыроколов, из журналов и др.)
Практически на каждую тематическую неделю в нашей группе планируется коллективная работа. Периодически она выполняется в виде коллажа. Необходимый набор материалов для создания коллажа представлен на экране. Заинтересовать ребят нетрадиционными материалами легче, но научить их использованию – дополнительная работа для педагога.
Слайд 6
Следующий критерий на 5 баллов звучит так: 5.2 Преобладание индивидуального самовыражения при использовании материалов для занятий искусством (напр., проекты, предполагающие действия по образцу, применяются редко; работы детей разнообразны и индивидуальны).*
А это значит:
- рисунки по образцу используются только для отработки техники (при необходимости)
- Образцов всегда должно быть не меньше 3, форматом А-3
- работы детей должны быть разнообразны и индивидуальны.
(85% времени использования материалов для занятий искусством дети могут заниматься «свободным творчеством» и не обязаны следовать образцам)
Слайд 7
Чтобы получить максимальную оценку в 7 баллов, наблюдатель должен увидеть в группе соблюдение критерия 7.1 Объемные материалы используются не менее раза в месяц (напр., глина, пластилин, соленое тесто)
- В центре искусства 1 раз в месяц предлагается детям слепить например из соленого теста композицию. Которая будет дополняться индивидуальными работами в течение месяца.
-Второй месяц лепка из пластилина с дополнительными материалами (например, природными)
- Третий месяц - одна работа из глины (сохраняется в течение месяца и пополняется дополнительными элементами);
Слайд 8
Критерий 7.2 Некоторые занятия искусством связаны с другими видами деятельности группы (напр., использование красок и оттенков осенних цветов при знакомстве с временами года).
Чаще всего темы работ по художественному творчеству отражают тему недели или проекта. Но изготовленные во время НОД и в самостоятельной деятельности художественные образы мы стараемся использовать не только для оформления группы и в качестве подарков на праздники, но и в других видах детской деятельности:
- в игровой - в качестве атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- в двигательной, например, как пособия для дыхательной гимнастики;
- в познавательно-исследовательской деятельности, а также конструировании и ручном труде – в качестве схем;
- в музыкальной – в качестве простейших инструментов для самостоятельного музицирования;
- в чтении художественной литературы – в качестве закладок и самодельных книжек-малышек.
Слайд 9
Соблюдение еще одного критерия для получения оценки «отлично» по шкале звучит так: 7.3 Для детей четырех лет и старше обеспечивается возможность работы над произведением искусства в течение нескольких дней (напр., материалы проекта сохраняются для продолжения работы в дальнейшем; поощряется выполнение проектов в несколько этапов).
В приемной мы вывешиваем наши работы на магнитную доску не столько для родителей, сколько для самих ребят. В течение 2-3 дней они с удовольствием обсуждают друг с другом свои рисунки и аппликации. Конечно, не все ребята в группе, но часть, после того, как рассмотрят чужие работы, проявляют желание доработать свои. Таким образом, это молчаливая мотивация к пополнению детского опыта и еще один мощный стимул к развитию детского творческого потенциала и техники исполнения для основной части группы.
Слайд 10
Ваше внимание к грамотному, рациональному и разнообразному наполнению центра искусства будет стимулировать творческую активность дошкольников, развивать их интерес к экспериментированию с художественными материалами, обогащать их опыт, мотивировать к взаимодействию с другими ребятами, создавать положительный эмоциональный заряд на долгое время и будет способствовать формированию дружеских и партнерских отношений в группе.
Спасибо за внимание!