Ирина Фокина
Методические рекомендации по использованию опорных схем-символов в работе с детьми
▼ Скачать +Заказ
Работу по опорным схемам желательно проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, а также игровых пособий - лото со специальным набором рисунков, подобранных в соответствии с разными лексическими темами.
Большое значение имеет и выбор темы, она должна отвечать возрасту и интересам детей, от этого зависит результат обучения.
В основу процесса формирования у детей осознанных умений и навыков построения связного описательного рассказа должны быть положены методы постепенности и последовательности. Обучение должно проходить в три этапа.
Публикация «Методические рекомендации по использованию опорных схем-символов в работе с детьми» размещена в разделах
Первый этап работы
Воспитатель демонстрирует детям схему по определенной лексической теме и объясняет содержание условных обозначений.
Важно, чтобы дети осознали, что категории цвета, формы, размера, строения и т. п. присущи всем предметам определенной лексической группы, а при составлении описания конкретного предмета среди них следует избрать только те особенности этих категорий, которые характеризуют именно этот предмет.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений целесообразно провести следующие игровые упражнения.
«Расшифруй знаки - символы». Взрослый показывает ребенку схему по определенной теме. Ребенок самостоятельно объясняет содержание символов каждой клеточки.
«Исправь ошибку». Взрослый показывает ребенку схему по определенной теме и последовательно объясняет содержание условных изображений клеточек, нарочно пропуская одно из них. Ребенок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.
«Покажи правильный символ». Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например: «Это яблоко, оно растет на плодовом дереве». Ребенок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.
Второй этап работы
Воспитатель должен дать детям образец описательного рассказа по определенной лексической теме.
Описывая предмет, воспитатель обязательно должен последовательно показывать на схеме клеточки. Например: Овощ- морковка. Далее идет план рассказа, а затем рассказ по схеме.
План рассказа:
1. Название овоща.
2. Где растет (в огороде?
3. Размер.
4. Цвет.
5. Форма:
-круглая;
-овальная;
-треугольная.
6. Растет:
-на земле;
-под землей.
7. Каким является на ощупь и на вкус?
8. Способ употребления:
-варят или жарят;
-употребляют сырым.
Рассказ по схеме:
1. Это-морковка.
2. Морковь растет на огороде.
3. Это большая морковка.
4. Морковь оранжевого цвета.
5. Морковь треугольной формы.
6. Морковь растет под землей.
7. На ощупь морковка твердая, на вкус - сладкая и сочная.
8. Морковь едят сырой и варят. Из нее также готовят соки. Она очень полезная.
Третий этап работы
Это самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме.
Ребенок выбирает или получает настоящий предмет (игрушку, рисунок, который принадлежит к определенной лексической теме, внимательно рассматривает его, а потом составляет описательный рассказ по соответствующей опорной схеме. Если воспитатель считает целесообразным пропустить какой-нибудь пункт плана рассказа, то эту клетку можно прикрыть листом бумаги.
На первых порах при составлении описательных рассказов ребенку предлагается передвигать от клеточки к клеточке предмет, который он описывает. Это значительно облегчить малышу выполнение задачи, ведь ребенку легче строить рассказ, когда он непосредственно видит нужный пункт опорной схемы рядом с предметом, который описывает.
Потом можно усложнить задачу: предмет поставить на расстоянии от схемы, и ребенок будет строить рассказ, передвигаясь по схеме лишь взглядом.
Когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической группы. Дети описывают объекты, определяя между ними сходство и различия.
Например:
«Лиса и заяц - это животные, живут в лесу. У зайца летом мех серый, короткий, а у лисы - рыжий, средней длины. Мех зайца и лисы гладкий. Хвост у зайца короткий, а у лисы - длинный. У зайца уши овальные и длинные, а у лисы - треугольные и маленькие. Заяц ест траву, капусту, морковку, а лиса охотится на мышей, зайцев, кур и уток. Из меха зайцев и лис шьют зимнюю одежду, из мяса зайца готовят пищу».
При составлении детьми описательных рассказов по опорным схемам воспитателю следует обращать особое внимание на:
*полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;
*логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);
*связность текста (правильность согласования слов в предложении);
*образность (использование средств лексической выразительности).
В некоторых случаях целесообразным будет проведение подготовительных игровых речевых упражнений творческого характера.
«Укрась слово»
Ребенок должен подобрать к предмету слова - эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отображали субъективное отношение ребенка к нему.
Например: «Кот-ласковый, пушистый, веселый, красивый, игривый».
«Какой, какая, какое?»
Ребенок должен подобрать описательные слова - признаки к предмету.
Например: «Яблоко - красное, круглое, сочное, полезное, сладкое».
(Яблоко (какое): красное, сочное, полезное, сладкое);
«На какую фигуру похож?»
Ребенок должен определить, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета.
Например: «Морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал».