Грачева Виктория
Методические рекомендации по использованию коррекционных игровых ситуаций на шахматной доске для профилактики дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На сегодняшний день дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся массовых школ. По данным Л. Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%. Она является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних в усвоении грамматики русского языка. В дошкольном возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у детей с началом их школьного обучения, в случае неприятия соответствующих профилактических мер. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому профилактика нарушений письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Должна осуществляться работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Публикация «Методические рекомендации по использованию коррекционных игровых ситуаций на шахматной доске для профилактики дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Готовность детей к систематическому школьному обучению, в структуре которой разрабатывается проблема профилактики нарушений письма, рассматривается в качестве всестороннего воспитания и развития личности дошкольника, овладения им целостной системой свойств и качеств, приобретённых в физическом, умственном, эстетическом развитии.
Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфии у дошкольников относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых.
Для предупреждения дисграфии нами были разработаны игровые упражнения с использованием шахматной доски. Шахматная доска является игровым полем, может быть разных цветов и размеров, создает ситуацию выбора у детей. Тем самым у ребенка появляется интерес к занятию, что помогает добиться положительных результатов в работе по устранению предпосылок дисграфии.
Цель: предупреждение дисграфии с помощью игровых ситуаций на шахматной доске у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления.
• Расширять словарный запас, обогащать активный словарь
• Развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
• Формировать связную речь.
• Совершенствовать пространственно-временные ориентировки;
• Развивать мелкую моторику рук
• Подготавливать к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева (1997)
Существует несколько классификаций дисграфии.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий :
1) Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.
2) Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (Акустическая дисграфия) Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.
3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
4) Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.
5) Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Вероятность возникновения дисграфии выше у :
- левшей и правшей, переученных из левшей;
- детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы;
- детей, в семьях которых говорят на двух и более языках;
- детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки;
- детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать;
- детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык;
- детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.
Профилактика дисграфии должна проходить в игровой форме. Игра помогает на занятии заинтересовать ребенка. Для этого мы разработали игровые упражнения на шахматной доске. Игра в шахматы очень увлекательное занятие. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и эффективное средство их умственного развития. Начинать обучение шахматам нужно с изучения шахматной доски. Изучить расположение клеток, их цвета, возможность передвижения по шахматной доске. Двухцветная доска легче воспринимается глазом, на ней проще ориентироваться, чем на одноцветной. Наши игры помогают достичь положительных результатов и в предупреждении дисграфии и в обучении детей дошкольного возраста шахматной игре.
Описание и использование в работе игровых упражнений с шахматной доской.
Предлагаемые игры (см. приложение) для профилактики дисграфии могут использоваться как логопедами, так и воспитателями. Для предупреждения акустической дисграфии может использоваться дидактическая игра «Лабиринт». Она помогает формировать фонематическое восприятие. Может усложняться в зависимости от возраста и способностей ребенка. Для профилактики оптической дисграфии могут применяться дидактические игры «Повтори рисунок», «Найди домик», «Неправильная шахматная доска». Они предназначены для формирования ориентировок в пространственном расположении, формирования зрительного гнозиса. Игровые упражнения я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Дети могут выполнять задания как по одному, так и парами. Для родителей воспитанников были разработаны консультации по применению дидактических игр дома.
Целенаправленное использование дидактических игр является профилактикой дисграфии и подготовкой детей к обучению в школе. Благодаря использованию в коррекционной работе данных дидактических игр нами были достигнуты положительные результаты в работе по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Использование в коррекционной работе дидактических игр помогает решить такие задачи, как формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков, развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания, совершенствование зрительно – пространственных представлений, развитие грамматического строя речи, подготовка к обучению грамоте и т. д.
Решение всех этих задач путем использования дидактических игр, как средства профилактики дисграфии, помогает сформировать у детей базу для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Приложение 1:
Игра «Лабиринт»
Цель: профилактика акустической дисграфии.
Описание: на нижней стороне шахматной доски размещен сказочный герой, в верхней части- его «домик».
Задание: необходимо помочь сказочному герою попасть домой (пройти от одного края шахматной доски до другого). Передвигаться можно по диагонали или прямо (на выбор ребенка). Оказавшись на белой клетке – необходимо произнести звонкий звук, на черной - парный глухой (б-п, з-с) (или парные твердый – мягкий).
Игра «Повтори рисунок»
Цель: профилактика оптической дисграфии.
Описание: на верхней стороне шахматной доски на белых и черных клетках с помощью счетных палочек (любых картинок, фигур) педагог выкладывает рисунок в определенной последовательности.
Задание: повторить выложенный рисунок на нижней стороне шахматной доски.
Игра «Найди домик»
Цель: профилактика оптической дисграфии.
Описание: ребенку сообщается, что все фигуры (любые, на выбор педагога) на шахматной доске должны располагаться в следующем порядке: белые фигуры должны стоять на белых клетках, черные-на черных. Но несколько фигур «потерялись» и встали неправильно.
Задание: необходимо найти ошибку и «заселить» каждую фигуру в свой домик.
Игра «Неправильная шахматная доска»
Цель: профилактика оптической дисграфии.
Описание: детям предлагается шахматная доска с неправильно расположенными клетками: несколько повторяющихся квадратов черных и белых клеток или присутствуют квадраты другого цвета.
Задание: необходимо найти ошибку и исправить ее (из числа имеющихся квадратов, заранее приготовленные педагогом (можно из любого материала, подобрать и вставить нужные).
Игра «Шахматный логоребус»
Цель: профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Описание: на шахматных клетках в ряд расположены картинки.
Задание: необходимо составить слово из первых звуков картинок, расположенных на черных клетках (картинки, расположенные на белых клетках пропускаем).
Игра «Кто где живет»
Цель: профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Описание: детям предлагаются картинки (на любой выбранный педагогом звук, встречающийся в начале и в конце слова.
Задание: необходимо на белые клетки расположить картинки с заданным звуком в начале слова, на черные клетки расположить картинки, где заданный звук стоит в конце слова.