Любовь Хлебникова
Методические рекомендации по использованию игр для развития речи и ознакомления с окружающим детей первого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития речи и ознакомления с окружающим миром с детьми первого года жизни в условиях Дома ребё нка осуществляется:
На занятиях (проводятся в игровой форме). Бывают индивидуальные, по подгруппам, комплексные. Важна взаимосвязь воспитателя с дефектологом, музыкальным руководителем.
В режимных процессах (одевание, кормление, купание и т. д.). Общение важно в любую минуту бодрствования малышей.
Публикация «Методические рекомендации по использованию игр для развития речи и ознакомления с окружающим детей первого года жизни» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Подбором стимульного материала (разнообразные погремушки, развивающие игрушки; латексные, музыкальные игрушки; мобили; музыкальные и игровые центры; книжки; заводные игрушки и др.).
Использование художественного слова (стихи, потешки, песенки, пальчиковые игры).
Главная роль в развитии речи и ознакомлении с окружающим миром принадлежит игре. Но чтобы правильно выбрать игру, необходимую малышу на данный момент, надо сначала обследовать каждого ребёнка, поступившего в группу. Первичная диагностика проводится по следующим направлениям:
- эмоциональное состояние;
- характер бодрствования;
- развитие функций рук;
- понимание обращённой речи;
- сформированность активной речи;
- зрительные ориентировочные реакции;
- общие движения.
Эти показатели выявят уровень развития (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий). К нему присоединяется медицинский диагноз ребенка. Суммируя эти данные, можно выбрать необходимую на данный момент коррекционно-развивающую игру.
Для вновь поступившего ребенка это будут игры на установление эмоционального контакта в период адаптации (здесь важны положительные эмоции взрослого, его улыбки, радостное настроение). Это игры:
- «Сюсюканье с малышом»;
- покажем «Комплекс оживления»;
- «Звуки» на стимулирование отдельных звуков гуканья;
- «Перекличка».
Когда контакт с ребенком успешно налажен, планируются игры в соответствии с перспективным планом, в котором первый год жизни разделён на четыре периода. В каждом из них намечены задачи и игры, способствующие реализации намеченных целей. Так в возрасте от рождения до 3-х месяцев используются игры : “Звуки”, “Забава”, “Перекличка”, которые побуждают ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого и вызывают первые гортанные звуки. В возрасте от 3-х до 6-и месяцев используются игры : “Игра с именем”, “Забавы с зеркалом”, “Игра с погремушкой”, “Поговорим вдвоем”, “Дотянись до неваляшки”, которые способствуют формированию слуховых и зрительных связей, как основы понимания речи. Побуждают ребенка прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого, побуждают находить взглядом привлекательные для ребенка предметы, формируют предпосылки активной речи. В процессе общения вызывают и развивают у ребенка голосовые реакции: в 4-5 месяцев - певучие гласные (гуление, в 5-6 месяцев - отдельные слоги (ба, ма, па). В возрасте от 6-и до 9-и месяцев используются игры : “Рассматривание себя в зеркале”, “Ищем куклу и играем с ней”, “Прятки”, “Сжимание резиновых игрушек”, “Ладушки”, которые развивают способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова. Помогают устанавливать связь между предметом и словом его обозначающим. Побуждают детей к поиску предметов, находящихся в разных местах помещения. Развивают предпосылки активной речи, активизируют речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет). В возрасте от 9-и до 12-и месяцев используются игры : “Экскурсия по группе”, “Чудесный мешочек”, “Прикосновения”, “Рассматривание картинок”, “Повторяй за мной”, “Попади в окошечко”, которые расширяют ориентировку в окружающем, способствуют пониманию речи взрослого, активизируют выполнение одного и того же действия с разными игрушками. Вызывают эмоциональный отклик на художественное оформление картинок. Развивают активную речь, подражание новым облегченным словам и первым полным словам.
Так, используя всё это в работе с детьми, играя с малышами изо дня в день, можно увидеть результат – динамику в развитии речи и в познании окружающего. Метод игры даёт свои плоды. И дети впитывают знания об окружающем мире, как губка. В этом и есть важность и необходимость игры для детей первого года жизни.