Свищо Екатерина
«Танцовщик и педагог — это взаимодействие». Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая рекомендация предназначена для педагогов-хореографов, работающих в детских хореографических коллективах.
Для успешного взаимодействия на уроках педагог-хореограф должен помнить – что он, прежде всего, воспитатель, осуществляющий всестороннее развитие учащихся, заботящийся об их умственном, нравственном, эстетическом и физическом развитии. Подтверждением этого являются слова Т. Вечесловой: «Педагоги, которые нас окружали и воспитывали, были нашими заботливыми духовными наставниками, прививали нам любовь к искусству, уважение к людям, честность, бескорыстие, чувство товарищества.»
Публикация «„Танцовщик и педагог — это взаимодействие“, Методические рекомендации» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
«Танцовщик и педагог… – это взаимодействие». (Т. Вечеслова). Педагогическая деятельность предполагает наличие межличностных отношений между педагогами-хореографами и учащимися в любительском хореографическом коллективе на основе сотрудничества, взаимного доверия, взаимного общения и педагогического такта, из этого вытекает необходимость организации определённого стиля взаимодействия, который обеспечивает благоприятные психологические условия обучения и воспитания, нормальные условия для деятельности любительского хореографического коллектива. В процессе непосредственного взаимодействия с учащимися педагог-хореограф должен быть в состоянии встать на позицию учащегося, понять его, проникнуть в его душевный мир, в тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности. Например, Жан Петипа «в своём методе преподавания учил индивидуально, сперва он изучал воспитанника, и уже потом, приступал к устранению слабых сторон путём усиленной работы над преодолением недостатков».
Следует помнить, что педагог-хореограф, допускающий грубость, произвол в отношении учащихся, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом. Если учащиеся испытывают неприязнь, сопротивление со стороны педагога-хореографа, в результате возникает отчуждение между педагогом и учащимся.
В работе с любительскими хореографическими коллективами следует развивать демократический стиль взаимодействия педагога-хореографа с учащимися, основанный на уважении личности учащегося в сочетании с высокой требовательностью к нему.
Успешное взаимодействие с учащимися и выполнение профессиональных обязанностей в любительском хореографическом коллективе требует от педагога-хореографа определённых педагогических способностей. Педагогические способности должны формироваться у будущего педагога-хореографа уже в период обучения в ВУЗе, в процессе творческой деятельности. Педагогические умения являются необходимым условием реализации взаимодействия с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.
В своей работе педагогу-хореографу следует определять конкретные учебно-воспитательные и творческие задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Изучать личность учащегося и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания. А. Павлова по этому поводу говорила, что «Человек – это не машина. У каждого ребёнка есть свои индивидуальные особенности».
Например, в работе с младшими участниками хореографического коллектива надо умело сочетать поддержание интереса к учению с постепенным развитием у учащихся чувства ответственности и настойчивости в преодолении постепенно нарастающих трудностей, связанных с учебным процессом на уроке хореографии. Направляя деятельность ученического коллектива на начальной ступени обучения, следует учитывать, что у учащихся (7-8 лет) преобладает мотивация учения, связанная с личностью педагога-хореографа, которая оказывает решающее воздействие на их поведение.
С возрастом мотивация меняется. Их всё больше интересует мнение учащихся, они хотят признания. При руководстве в старшем коллективе, нужно учитывать относительно высокий уровень образованности и информированности учащихся старших групп, их творческий опыт, растущий уровень притязаний и всевозрастающее осознание личной ответственности в хореографическом коллективе, а также ярко выраженное стремление к самостоятельности и независимости.
Учащимся важно чувствовать свою защищённость в хореографическом коллективе и признание коллективом. Если ученик осознаёт себя полноценным участником коллектива, он трудится для коллектива в полную меру своих возможностей.
Задачи, которые предстоит решать коллективу, приобретают большое воспитательное значение, если они принимают характер перспектив, достижение которых представляется для учащихся интересным и привлекательным. В данном случае у педагога-хореографа не возникает трудностей во взаимодействии с учащимися.
Для успешной работы педагогу-хореографу необходимо создать условия, которые позволяют каждому учащемуся активно, творчески участвовать в организации жизни хореографического коллектива на самых различных уровнях в процессе обучения и воспитания.
Педагогу-хореографу следует создать охватывающую всех учащихся, действенной в воспитательном отношении систему взаимозависимости, обеспечивающей смену руководства и подчинения, что способствует формированию, как отдельной личности, так и коллектива, развивая готовность и умения как руководить, так и подчиняться в интересах решения творческих задач, поставленных перед хореографическим коллективом. Это также создаёт условия для положительных взаимодействий педагога-хореографа с учащимися в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важную роль в творческой деятельности педагога-хореографа играет изучение и обобщение передового педагогического опыта таких педагогов-хореографов, как А. Мессерер, А. Ваганова, Т. Вечеслова, М. Петипа, А. Павлова, В. Тихомиров, Х. Иогансон и многие другие.
Передовой педагогический опыт характеризуется высоким качеством практической творческой деятельности по решению задач обучения и воспитания в хореографическом коллективе. Педагогам-хореографам необходимо анализировать передовой опыт для постоянного всестороннего осмысления путей и средств взаимодействия с учащимися.
Творческая деятельность педагога-хореографа предполагает наличие у него умения глубоко анализировать собственную деятельность и давать критическую оценку собственному поведению, с тем, чтобы сделать из этого соответствующие выводы для дальнейшего взаимодействия с учащимися на уроках хореографии.
Педагог-хореограф должен систематически и повседневно анализировать различные педагогические явления и факты из своей творческой практики. Это позволяет ему выявлять положительные и отрицательные моменты во взаимодействии с учащимися, устанавливать причины успеха и неудачи и давать обоснованную оценку эффективности своей работы. Наблюдение педагогического процесса в действии - важный метод познания сущности стилей взаимодействия.
Педагогическая наблюдательность – важнейшая черта личности педагога-хореографа. Чем наблюдательнее педагог-хореограф, тем больше он вникает в педагогические явления, осмысливает их развитие, понимает их сущность, глубже познаёт закономерности взаимодействия с учащимися. Таким образом, у педагога-хореографа развивается предвидение результатов своей деятельности по средствам взаимодействия с учащимися в ходе учебного процесса на уроке хореографии.