Татьяна Алексеевна
Методические рекомендации педагогам по ознакомлению дошкольников с живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Цель рекомендаций: систематизировать педагогическую работу по введению ребенка в мир живописи, формирование художественного вкуса и интереса к образцам отечественного и мирового искусства.
Особая роль при ознакомлении с произведениями искусства принадлежит методам эмоционального настроя, поэтапных открытий, поиску собственных решений, художественно-развивающим играм и праздникам, а при анализе результатов художественной деятельности детей – положительной оценке каждой работы ребенка.
Публикация «Методические рекомендации педагогам по ознакомлению дошкольников с живописью» размещена в разделах
Необходимо подобрать эффективные формы организации работы воспитателя по ознакомление дошкольников с живописью; освоить способы организации совместной деятельности воспитателя и детей, воспитателя и воспитателей, воспитателя и родителей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.
Рекомендации основных направлений и содержание деятельности воспитателей:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
2. Организация РППС должна иметь в достаточном количестве:
а) дидактическое пособие и игры;
б) наглядные пособия;
в) литературный материал: русские народные сказки, стихотворения, стихи;
г) технические средства обучения: видеоаппаратура, с подбором обучающих видеофильмов и программ; мультимедийный проектор;
Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с места на место. В данном случае статичная витринная «красота» интерьера (с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям) должна уступить место функциональной «красоте».
4. Работа с родителями. (Выставки пособий и дидактических игр; анкетирование; собрания, например: «Знакомим дошкольников с живописцами города Краснодара»; участие в совместных проектах; предложить образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей по знакомству с живописью в сети интернета. Проводить совместные игры, например: «Ознакомление детей изобразительному искусству посредством настольных игр дома», посещение выставок совместно со своими детьми в родном городе.
5. Взаимодействие с молодыми педагогами учреждения включают в себя: практические семинары, анкетирование, открытые занятия, выставки пособий и дидактических игр.
6. Работа с детьми (экскурсии; чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов; дидактические игры; рассматривание изобразительных картин; индивидуальные беседы; знакомство детей с самыми знаменитыми историческивошедние, в изобразительное искусство, работами знаменитых художников, живописцев, выставки рисунков и творческих работ детей.
Педагог на первых парах ознакомления детей с живописью, проводит предварительную работу перед занятием:
а) изучает картины;
б) обогащает активизацию словаря ребёнка;
в) читает художественные произведения определенной тематики;
г) прослушивает музыку, относящуюся к какому-либо произведению
При ознакомления дошкольника с живописью на втором этапе происходит искусствоведческий рассказ педагога, где в конце изучения работы художника происходит закрепительный результат вопросами педагога.
При проведения занятий по ознакомлению с живописью педагог может применить при искусствоведческом рассказе приемы, такие как «Вхождение в картину» (воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий) и «Сочетание различных видов искусств» (сравнение сходства музыкального и живописного произведения).
Программные задачи, которые преследует педагог во время ознакомления детей с живописью можно разделить на четыре категории, где последние две, являются одними из главных в образовательной программе этого раздела, об этом нельзя забывать: 1) содержательная; 2) изобразительно-выразительная; 3) эмоционально-личностная; 4) воспитательная.
Также, если учитывать возрастные особенности детей по ознакомлению с живописью, задачи делятся на возрастные группы ДОУ:
Старшая группа: обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами.
Подготовительная группа: учат различать специфику и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины, различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения.
Беседы обязательно сопровождаются показом иллюстраций, репродукций, слайдов и т. п. Решение поставленных задач осуществляется в ходе проведения дидактических игр, в экспериментальной деятельности, во время целевых прогулок, изучении терминов, чтение литературных произведений, стихов.
Практические рекомендации, которые соблюдает педагог при ознакомлении детей живописи:
а) всегда подходить к проведению этой работы творчески;
б) использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
в) при планировании деятельности по творчеству, соблюдать систему от простого к сложному, учитывать возраст и индивидуальные способности ребёнка;
г) материалы необходимо располагать в поле зрения детей, чтобы у ребёнка возникло желание творить;
д) не критиковать ребёнка, не торопить, стимулировать деятельность дошкольника рисованием, хвалить, помогать, доверять, ведь каждый ребенок индивидуальный;
е) не сдерживать инициативы детей;
ж) не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они смогут научиться делать самостоятельно;
з) не спешить с вынесением оценочных суждений;
и) помогать детям учится управлять процессом усвоения знаний;
к) ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты,
л) учить детей прослеживать связь между различными предметами, событиями и явлениями;
м) учить детей анализу, синтезу, классификации, информации, поощряйте стремления делать выводы, высказывать суждения, умозаключения;
н) повышать свой профессиональный уровень и мастерство в области художественно-творческой деятельности.
Можно сделать вывод, что знакомство детей с живописью и освоение способов и приемов создания выразительных художественных образов способствуют их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывают доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждают искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что использование подобного комплексного подхода обеспечит эффективность работы по ознакомлению дошкольников с живописью.