Получи документы

Методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям по обучению детей шахматной игре.

Мария Корякина
Методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям по обучению детей шахматной игре.
▼ Скачать + Заказать документы

1. С чего следует начинать обучение шахматной игре?

Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны стать продолжением детских забав и игр. Какой либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение взрослыми.

Публикация «Методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям по обучению детей шахматной игре,» размещена в разделах

2. Обучать детей шахматам дома несколько сложнее, так как большое значение имеет и сама атмосфера детского коллектива. Но если не жалеть времени, каждый родитель может научить своего ребенка играть в шахматы. С чего начать? С игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Расскажите о них сказку, покажите на шахматной доске, где их домики, нарядите их, и ваш ребенок овладеет правилами передвижения фигур. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Не вызывает сомнений, что родители и педагоги в состоянии придумать для ребенка какие – то «около шахматные» игры, типа лото, пряток, смогут сделать вместе с ним простейшие, но занятые рисунки. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.

3. Оказывать помощь в игре малышам следует тактично, неназойливо. Очень важно в процессе обучения игре, воспитывать привычку преодолевать трудности, строя занятия по дидактическим принципам: от простого – к сложному, от легкого – к более трудному, от известного – к неизвестному, время от времени внося в занятие элементы занимательности, новизны.

4. В домашних условиях значительно проще отыскать время на изучение игры, чем в детском саду, где режим дня очень плотен. Ведь пока специальных занятий в программе детского сада не предусмотрено. Но, тем не менее, воспитатели старших и подготовительных групп могут без особого ущерба для других занятий запланировать знакомство с шахматами как кружковая работа в вечерний отрезок времени по 25 – 30 минут.

5. С наступлением тепла шахматные занятия лучше проводить на открытом воздухе. Для этого желательно поставить на участке 3 -4 стола, чтобы одновременно могла играть вся группа, а при дождливой погоде заниматься на веранде. Хорошо, если в детском саду оборудовать специальная шахматная комната, где есть детские шахматные столики с фигурами и магнитная демонстрационная доска. Если есть возможность, то неплохо хранить шахматные фигуры расставленными, на досках: фигуры меньше портятся и ломаются, но самое главное – они так манят, чтобы к ним прикоснулись, сыграли партию – другую. При игре доску располагают так, чтобы справа от игрока была белая угловая клетка. Для детей дошкольного возраста это особенно важно, они часто ставят доску, отступая от этих правил.

6. Сам процесс обучения шахматам должен быть облачен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующее герои – ровесники дошколят: стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур; придумывание самими детьми шахматных загадок и т. п. Методы приемы варьируется, но в основном остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Соблюдая это условие, воспитатель постепенно приучает малышей видеть всю доску, а также отдельное поле, равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Нужно учить малышей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации…

7. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику постоянно меняют. Наибольшего эффекта удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через какое – то время пары могут изменяться в зависимости от уровня игры, его повышения или понижения.

8. Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, заниматься другим. В этом случае повторное объяснение вовсе не обязательно. Просто кого – то можно пересадить, чтобы ребенок поиграл с другим партнером. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим ребенком. Часто такие подопечные быстро догоняют по классу своих юных тренеров, а бывает, что и обыгрывают. По мере того, как дети все больше овладевают азами шахматной науки, им предоставляется возможность сражаться на 64 – клеточной доске все чаще. Воспитатель, наблюдая за ходом игры и контролируя действия играющих, сосредотачивать внимание лишь на характерных ошибках, показывая их всем детям на демонстрационной доске.

9. Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например: «Дети, в шахматы играют, не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим». Чтобы привить детям устойчивый интерес к шахматам в детском саду нужно провести разные мероприятия: развлечения, занятия – забавы. Также дети любят играть в разные дидактические игры, эстафеты. Например: «Чудесный мешочек», «Шахматный теремок», «Королевство шахмат». Также можно загадать детям загадки про шахматные фигуры. Такие дидактические игры, загадки, стихи повышают интерес к шахматам, внося оживление, дают прекрасный эмоциональный настрой. При загадывании загадок о шахматных фигурах можно попросить детей помочь фигурам найти свои места на шахматной доске. Маленькие дети любят фантазировать в рисунках и лепке. Творчество детей обязательно нужно похвалить.

Использованная литература:

1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1995;

2. Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. М., Знание, 1991;

3. Макарычев С. Ю., Макарычева М. И. От А до… М., Просвещение, 1995;

4. Сухин И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет. М. ,Прогресс, 1998

Публикации по теме:

Методические рекомендации по приобщению ребенка к игре с тестом Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей игре в настольный теннис Настольный теннис– спортивная игра, в которой принимают участие двое (одиночная игра) или четверо играющих (парная игра). Игра проводится.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей плаванию Купание, игры и развлечения на воде, плавание – прекрасный источник закаливания и укрепления здоровья детей. Плавательные движения способствуют.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных Словарный запас детей с ОНР в значительной мере состоит из имен существительных. Уточнение значений слов и расширение словаря является важной.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных .

Методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на эффективное взаимодействие взрослого с гиперактивным ребенком Для более эффективного взаимодействия с гиперактивными детьми педагогу необходимо строить свою работу с такими детьми индивидуально, особое.

Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания. Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе Учить - не значит садиться за стол и вести себя как на уроке. Речь идёт о том, чтобы показывать ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы.

Рекомендации родителям по подготовке детей к обучению в школе (окончание) - Задавайте ребёнку ограниченное количество вопросов. - Учитывайте настроение, состояние ребёнка. - Сведите до минимума критические оценки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям по обучению детей шахматной игре.
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 09:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации педагогам ДОУ и родителям по обучению детей шахматной игре.» (включая файлы) размещена пользователем Мария Корякина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД