Ольга Зайцева
Методические рекомендации по приобщению ребенка к игре с тестом
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае в XVII веке делали марионеток из теста.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".
Публикация «Методические рекомендации по приобщению ребенка к игре с тестом» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Тестопластика. Консультации
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества. Лепить из него могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали.
Чем же полезна работа с тестом для детей?
• Игра с тестом особенно полезна для детей с повышенным или пониженным тонусом рук,
так как она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
• обогащает опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка;
• подготавливает руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной,
• активизирует мелкую моторику рук;
• способствует развитию воображения, памяти, внимания и может стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
• формирует эмоциональный и речевой контакт с взрослым;
• стимулирует понимание речи и активную речь самого малыша;
• приучает ребенка к аккуратной работе за столом.
Знакомство с тестоми элементарные действия с ним (игры с тестом).
1. Оладушки
Дать ребёнку небольшой кусочек теста и предложить ему надавить на него ладошкой, приговаривая, например
Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
На окно поставим, остывать заставим.
А остынут - поедим и воробушкам дадим.
Воробушки сели, оладушки съели,
Оладушки съели. Шу-у-у. и улетели.
Е. Благинина
Что получилось? Оладушки…
2. Блинчики.
Для этого взять кусок побольше. Сделайте шар. Скажите: «Это шар, он круглый». Возьмите скалку и раскатайте шар, приговаривая:
Стала Варя (имя ребенка)
Гостей угощать: и Ивану блин,
И Степану блин, да Андрею блин,
Да Матвею блин. А Митрошечке –
Мятный пряничек!
Что получилось? Блинчик.
3. Вареник.
На одну половинку блинчика положить игрушк (например, деталь с геометрических бус, накрыть другой половиной блина и показать ребёнку как,придавливая пальчиками, соединить края. У нас получился вареник.
Я вареники леплю-
Всех на свете накормлю!
Налетайте с вилкой, с ложкой
На вареники с картошкой!
Ю. Мориц
4. Оторвём кусочек теста.
Сделайте из половины-четверти всего теста валик (колбаску).Пусть малыш отрывает от него кусочки и складывает их в определенное место (например, на тарелку). Скажите: Я большой кусок теста,
а вы отрываете маленькие кусочки» . Соберите и скатайте все куски в один и скажите: «Мы собрали
все маленькие кусочки. Помяли, помяли их - получился большой кусок».
5. Зёрнышки для курочки.
Поставьте на стол игрушечную курочку и спойте песенку «Курочка» (сл. Т. Волги ной, муз. А. Филиппенко) : «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! Не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите…»
От большого куска теста отщипывайте большим и указательным пальцами маленькие кусочки и кладите их перед курочкой. Помогайте ребенку делать то же самое. Эта игра помогает формировать умение работать двумя пальцами, так называемый пинцетный захват.
6. Колобок.
Скатайте колобок: «Вот Колобок. Помнишь сказку про него?». Указательным пальцем сделайте в тесте углубления : «Это глазки. Где у Колобка глазки? Покажи!». Сделайте еще две ямочки - носик и ротик. Еще раз скатайте шарик-колобок, предложите малышам сделать ему глазки, носик и ротик. Разыграйте сказку «Колобок», побуждая детей помогать вам рассказывать сказку.
7. Зайчик.
А теперь делаем зайчика. Комочек теста разделить на две части. Из одной скатать шар- это голова. Другую часть разделить на два кусочка и сделать ушки. Зайчик готов. Так же можно сделать и голову медведя, кота и др. животных.
8. Киндер сюрприз.
Заверните в тесто игрушку киндер сюрприза. Предложите ребёнку достать игрушку и назвать её.
Из теста можно сделать сосиску для кота, а можно нарезать колбаску для собачки.
Можно угостить зайчика морковкой или создать улиток.
Это примеры некоторых игр с тестом. Их значительно больше. В конце концов, посредством этого нехитрого занятия, кроха, сам того не понимая, переносит свои чувства и эмоции на объект его творения, что тоже немаловажно. Как вы видите, лепка имеет огромное влияние на развитие ребенка.
Уделяйте внимание творчеству своих детей, хвалите их, поощряйте, искренне восхищайтесь их работами, подбадривайте и наделяйте значимостью, ведь невинное детское творчество
впоследствии вырастает в народные промыслы.
Помните:
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок".
В. А. Сухомлинский.