Вероника Владимировна Клинова
Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам и родителям по развитию внимания.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр.
Часто менять формы деятельности.
Использовать на занятиях элементы игры.
Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать
внимание ребенка.
Для развития внимания использовать игры с правилами и
игры-драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
«Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
Игры-головоломки.
Загадки.
«Найди отличия».
«Найди два одинаковых предмета».
«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на
столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
«Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.
Рекомендации педагогам и родителям по развитию памяти.
Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
Обучать культуре запоминания.
Учить вспоминать последовательность событий.
Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
«Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить
информацию.
«Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т. д.
«Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти. «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
«Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет. «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать. «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Рекомендации педагогам и родителям для развития восприятия.
Учить детей различать предметы на ощупь.
Формировать умение выделять признаки в предмете.
Учить соотносить предметы по величине.
Учить способам распознающего наблюдения.
Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
Формировать умение составлять из частей целое.
Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
Различать основные признаки разных времен года.
Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
Закреплять пространственные представления по картине: слева,
справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
Формировать сенсорные эталоны формы.
Способствовать развитию умения анализировать предмет,
выделять в нем мелкие детали.
Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Упражнения и игры для развития восприятия
«Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.
«Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.
«Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным. «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
«Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов.
«Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте.
«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку. «О чем я говорю?» Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь. «Какое время года?» Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Рекомендации педагогам и родителям для развития мышления.
Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. Учить составлять группу из отдельных предметов. Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
Учить сравнивать предметы.
Учить соотносить схематическое изображение с реальными
предметами.
Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
Побуждать делать самостоятельные выводы.
Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог
взаимодействовать с разными предметами.
Способствовать познанию свойств различных материалов,
их функционального потенциала, созданию образов, моде
лей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.).
Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства
предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения для развития мышления.
«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен приду
мать, как можно использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать
противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», "твердый — мягкий" и др.
«Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
Загадки.