Наталья Петровна Танина
Методические рекомендации «Особенности организации и содержания деятельности наставника в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В современных условиях все больше обсуждается проблема работы молодых специалистов в детских садах. Статистика показывает, что лишь половина выпускников педагогических вузов находит работу по профессии, и многие покидают систему образования через несколько лет. Главная задача заключается не только в привлечении компетентных молодых педагогов в детские сады, но и в их удержании. Период адаптации начинающего педагога является ключевым в его профессиональном и личностном развитии. От того, как этот период пройдет, зависит, сможет ли молодой воспитатель стать профессионалом и останется ли он в сфере дошкольного образования.
Публикация «Методические рекомендации „Особенности организации и содержания деятельности наставника в ДОО“» размещена в разделах
Особенность работы молодых начинающих педагогов состоит в том, что уже с первого дня они обладают теми же обязанностями и ответственностью, что и опытные воспитатели, при этом родители, администрация и коллеги ожидают от них высокого профессионализма. Однако подготовка, полученная в учебных заведениях, не может полностью решить проблемы формирования уровня мастерства. Молодому педагогу необходим синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств, а также эффективное применение педагогических технологий.
Многие молодые воспитатели ощущают свою несостоятельность в работе с детьми и их родителями, опасаясь критики со стороны администрации и опытных коллег. Они живут в постоянном напряжении и боятся упустить важные моменты профессиональной деятельности. Такие педагоги не способны творчески мыслить и вносить инновации. Чтобы предотвратить такие ситуации, начинающим педагогам необходим опытный наставник, успешный профессионал, который будет помогать им целенаправленно и создавать подходящие организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и адаптации в коллективе.
Никакие советы, объяснения или рассказы не могут заменить личный пример. Такой подход является наиболее эффективным способом профессионального развития молодых специалистов.
Сотрудничество наставника и подопечного включает в себя оценку уровня его теоретических знаний и навыков планирования, а также организацию и контроль введения нового работника в должность. А также в практической передаче профессиональных навыков и знаний наставника молодому педагогу.
1. СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА : ЕЁ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Организация системы профессионального наставничества и практического обучения является важным аспектом современных целей наставничества. Она не ограничивается простым сопровождением адаптации новых сотрудников в организации, а является процессом, включающим различные аспекты функционирования организации, включая кадровые вопросы.
Для молодых специалистов наставничество оптимизирует их взаимодействие с профессиональной и социальной средой организации, а для самой организации оно стимулирует стабильность и эффективность кадровых процессов, а также служит проводником управленческих решений в этой сфере.
В МАДОУ «ЦРР – детский сад № 58» наставничество является разновидностью индивидуальной работы с молодыми специалистами без опыта работы в педагогической сфере (до 3-х лет) или с теми, кто занимает должность без предыдущего опыта.
Принципы наставничества включают в себя : открытость, компетентность и соблюдение норм профессиональной этики.
Заведующий дошкольной организации представляет молодого специалиста педагогическому персоналу детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника и создает необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с его наставником. Каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год на основе примерного плана по наставничеству, а затем эти планы реализуются и контролируются. Контроль включает посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий, проводимых молодым специалистом и его наставником, а также анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству представляются на итоговом педагогическом совете.
Молодой специалист получает методическое сопровождение со стороны наставника в индивидуальном объеме и темпе, оптимальных для него. Участие наставника в педагогической профессиональной жизни молодого педагога максимально полноценное. Они проводят совместную работу, включающую посещение режимных моментов и показы организованной образовательной деятельности молодыми педагогами, анализ организованной образовательной деятельности наставника, тестирование и анкетирование для выявления проблемных вопросов, проведение бесед и консультаций, предложение прослушивания лекций и вебинаров, а также использование методов имитации рабочего дня и решения педагогических ситуаций.
Молодой специалист также принимает участие в педагогических советах, работе методических объединений, семинарах-практикумах и других мероприятиях под руководством наставника, а также может участвовать в конкурсах педагогического мастерства, начиная с роли зрителя. Успешное вхождение начинающего педагога в педагогическую среду и его адаптация в коллективе зависят от четко продуманной и спланированной методической поддержки, основанной на изучении проблем и потенциала педагога.
Педагог-наставник играет важную роль в создании благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов. Он оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы, передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство, знакомит с современными педагогическими технологиями.
Методическая поддержка и сопровождение молодых педагогов в дошкольном учреждении представляет собой сложную и разностороннюю систему, имеющую ряд составляющих. Во-первых, наставник консультирует начинающего педагога по вопросам подбора и использования педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала. Таким образом, он оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности молодого специалиста.
Кроме того, методическое сопровождение включает в себя различные формы работы, направленные на развитие познавательного интереса к профессии и активное освоение приемов работы с детьми и их родителями. Эти формы включают в себя наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы и семинары-практикумы. Такие мероприятия способствуют не только совершенствованию профессиональной деятельности, но и создают благоприятную атмосферу для обмена опытом и взаимодействия между педагогами.
Однако, для успешного методического сопровождения молодых педагогов необходима не только организация разнообразных мероприятий, но и систематичность. Важно, чтобы наставник помогал молодому специалисту освоить целостную работу воспитателя дошкольной образовательной организации. Следует отметить, что система наставничества должна быть планомерно разрабатываться и конкретизироваться в зависимости от индивидуальных особенностей педагога и специфики дошкольного учреждения.
Мониторинг адаптации молодых педагогов показал, что они сталкиваются с рядом трудностей, которые требуют дополнительной поддержки и сопровождения. Некоторые из них включают личностную и профессиональную адаптацию к дошкольной организации, трудности взаимодействия с администрацией, затруднения в налаживании общения с воспитанниками и их родителями, переживание «профессионального одиночества» и недостаточность организационно-методической поддержки со стороны администрации.
Таким образом, методическая поддержка и сопровождение молодых педагогов является неотъемлемой частью их профессионального роста. Она осуществляется через консультации, обмен опытом, организацию различных форм работы и систематическое планирование. При наличии такой поддержки, молодые специалисты смогут успешно преодолеть трудности адаптации и развиваться в своей профессиональной деятельности.
Основные составляющие методической поддержки и сопровождения молодых педагогов наставником в ДОО
2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НАСТАВНИКА
Наставничество – это ответственное занятие, требующее от своего представителя определенных качеств и навыков. Хотя наставнику не требуется специального образования, его роль немыслима без образованности и опыта. Кроме того, важно, чтобы у наставника было достаточно свободного времени для систематического и продолжительного общения с подопечным.
Наставник должен быть хорошим аудитором, способным слушать и разговаривать. Умение отдать приоритет собеседнику важно в наше время, когда все стремятся быть в центре внимания. Спокойное и внимательное отношение к наставляемому помогает создать атмосферу доверия. Задавая продуманные вопросы и давая возможность молодому педагогу выразить свои мысли, наставник помогает ему самому разобраться в себе и своих проблемах. Главное – быть понятым и принятым, чтобы наставляемый смог обратиться за помощью и в будущем.
Уважение к личности – это еще одно важное качество наставника. Он не должен давить на своего подопечного и считать, что его мнение – единственно верное. Идеальный наставник – уже состоявшийся человек, которому не нужно доказывать свою ценность за счет молодых и неопытных. Он открыт к разным мнениям и взглядам, потому что понимает, что каждый человек уникален и имеет право на свое мнение.
Сопереживание и понимание чувств других – это неотъемлемый навык эффективного наставника. Он умеет воспринимать и понимать эмоции и настроения, даже если сам не испытывал подобного опыта. Однако, наставник не должен слишком сильно эмоционально откликаться на проблемы молодого педагога, чтобы не стать жертвой его эгоизма. Наставник должен сохранять эмоциональную устойчивость и здравый смысл в сложных ситуациях.
Эффективный наставник видит не только решения и возможности, но и препятствия на пути к успеху. Он умеет балансировать между реалистичным взглядом на жизнь и оптимизмом, при этом не игнорируя трудности. Сообщая своим подопечным веру в позитивное будущее, наставник помогает развивать у них уверенность в себе и способность преодолевать преграды.
Наставник также сам способен меняться, ведь готовность адаптироваться и меняться во взаимоотношениях с молодым педагогом важна для успешного наставничества. Необходимо уметь быстро анализировать ситуацию и принимать решения, быть гибким и открытым для новых способов взаимодействия.
Кроме того, наставнику очень важно быть эмоционально стабильным и способным справляться со стрессом. Ведь наставничество - это значимый опыт, который меняет не только жизнь молодого педагога, но и самого наставника. Он должен сохранять спокойствие и адекватность в сложных ситуациях, а также контролировать свои эмоции.
Таким образом, наставничество – это важная роль, требующая определенных качеств и навыков. Образование не является главным критерием, но образованный и умный наставник сможет лучше понять и помочь своему подопечному. Навыки слушать и говорить, уважать личность, сопереживать и понимать других, видеть препятствия и возможности, готовность меняться и умение справляться со стрессом – все это важно для успешного наставничества.
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Система методической поддержки и сопровождения молодого специалиста наставником разделена на три этапа:
- подготовительный;
- реализационный;
- итоговый.
На подготовительном этапе методической поддержки и сопровождения молодого специалиста проводятся следующие мероприятия:
- изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве;
- закрепление молодых педагогов за наставниками;
- диагностика профессиональных компетенций молодого специалиста;
- подбор методической литературы для изучения молодыми педагогами;
- составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей.
Выбор кандидатов на наставничество проводится на заседаниях педагогического совета образовательной организации и утверждается приказом заведующего с указанием длительности наставничества не менее одного года.
Реализационный этап включает в себя следующие мероприятия:
- изучение теоретического основания и содержания основной образовательной программы и рабочих программ специалистов;
- совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми;
- совместное проектирование образовательного процесса и составление планов работы;
- ознакомление молодого педагога с организацией развивающей предметно-пространственной среды;
- изучение опыта работы коллег в учреждении и других организациях;
- проведение показов образовательно-оздоровительной деятельности с детьми и режимных моментов;
- посещение режимных моментов и показ ООД молодым педагогом с последующими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми;
- консультации по работе с родителями;
- самообразование молодого педагога;
- обсуждение ООД и использования приемов и методов в различных ситуациях.
Главная задача работы с начинающими педагогами – повышение качества образовательного процесса в ДОО и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов.
Итоговый этап включает следующие мероприятия:
1. Показ молодыми специалистами открытых мероприятий в образовательной организации или на муниципальном уровне.
2. Анализ результатов работы на педагогическом совете.
3. Подведение итогов по ведению и заполнению «Персонифицированной программы профессионального развития молодого специалиста».
4. Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Оценка эффективности работы наставника проводится по выполнению молодым педагогом целей и задач в период наставничества, основываясь на результатах промежуточного и итогового контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация персонала https://www.menobr.ru/materials/370/4712/#q1
2. Аржаных Е. В. Роль института наставничества в профессиональном
становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. –
2017 – Т. 22 – № 4 – С. 27–35.
3. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. – СПб: Детство-Пресс, 2012
4. Базарнова Н. Д. Игнатьева Е. В. Наставничество в современной школе : миф или реальность//Вестник Минского университета. – 2018 – № 6 – С. 93–101.
5. Балагурова М. С. Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань: Бук, 2017 – С. 38–40.
6. Бараник М. Наставничество как форма передачи управленческого опыта// Детский сад от А до Я. – 2019 – № 4 – С. 80–87.
7. Батышев А. С. Управление наставничеством / Методические рекомендации. – М: Госпрофобр, 1983
8. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования //Инновационное развитие профессионального образования. – 2018 – № 3 (19). – С. 18–26.
9. Бермус А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020 – 127 с.
10. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании : нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019 – № 3 – С. 4–18.
11. Вагин И. О. Наставничество. – Москва: Студия АРДИС, 2014 – 692 c.
12. Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика: Учебник. – М. : ООО «Проспект», 2014 – 233 с.