Приложение МААМ

Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»

Ошарина Ольга
Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Публикация «Методические рекомендации „Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе“» размещена в разделах

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологические тропы разработаны мною на старший возраст с учетом климатических и климатических особенностей.

Экологическая тропа (весна)

Старший возраст

Дети читают стихи.

Золотое солнце вышло,

Бродит по горам.

Галки подняли на крыше

Страшный тарарам.

Снег скользит по горным склонам,

Глыбой едет вниз.

Две сосульки с нежным звоном

С крыши сорвались.

Две синички что-то спели,

Воробьи галдят.

Мелодичный звон капели

Наполняет сад.

Стало в мире больше света,

Света и тепла.

Что случилось? Может, это

К нам весна пришла?

1. Остановка «Ива».

Дети с блокнотами в руках зарисовывают схему листика ивы. Отмечают крону дерева. Вместе с воспитателем описывают дерево: у ивы серебристый, шершавый ствол, гибкие ветки, украшенные узкими продолговатыми листьями.

Дерево любит влажную почву и растет по берегам рек, озер, ручьев. Люди ценят иву за целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран. Из гибких веток ивы плетут корзины и короба.

Исследовательская деятельность: рассмотреть через лупу листья ивы.

Загадка.

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

- Весна-весница - подснежников царица.

- Весна днем красна.

- Вода с гор притекла - весну принесла.

- Грач на горе - весна на дворе.

- Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

- Ласточка весну начинает, соловей кончает.

2. Остановка «Сирень».

Сирень - это кустарник. Цветет фиолетовыми цветами. Это лекарственное растение. Используют листья и цветки в виде настоя.

Дети зарисовывают веточку, обозначают узкую крону у дерева.

Вопросы:

- По каким признакам можно узнать сирень в зимнее время года? (по коре, по кроне)

- Что происходит с растениями осенью? (сбрасывают листву).

- Почему это происходит? (недостаток цвета, тепла)

- Что происходит с кустарником весной?

“Сирень”

“Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад,—

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень.

3. Остановка «Береза».

Деревьев равных не сочтешь -

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдешь

Родней березки нашей.

- Зарисовать признак, по которому можно узнать дерево (ствол)

- Крона дерева - узкая.

Воспитатель рассказывает. Береза - любимое российское дерево. Береза чаще встречается в средней полосе нашей страны, здесь на Кавказе, ей не очень комфортно. Слишком жарко и влажно. Березу считают символом России, её красоту воспевают поэты в своих стихах.

Береза моя, березонька.

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посреди долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

(Р. Н. песня)

Береза, белая подруга

Весенних зорь, прозрачных рек,

Скажи, скажи, какая вьюга.

Тебе оставила свой снег?

Ветвями тянешься за мною,

На плечи руки мне кладешь

И шелестящею листвою

Без слов, без музыки поешь.

О чем поешь, моя береза.

Качаясь тихо, как во сне?

И почему, не знаю, слезы,

Приходят, светлые, ко мне?

Л. Овсянникова

Вопросы:

- Как узнать возраст дерева? (чем ровнее ствол, тем моложе)

- Как называется сок у березы? (березовый)

- Какой гриб растет под березой? (подберезовик)

Д/игра «Назови весенние слова».

ЗАГАДКИ

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

Ответ: Береза

* * *

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Ответ: Береза

* * *

Стоят в поле сестрицы:

платьица белёны,

шапочки зелёны.

Ответ: Березы

* * *

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Ответ: Береза

* * *

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

Ответ: Береза

Подвижная игра «Раз, два, три-к дереву беги».

4. Остановка «Орешник».

Орешник - кустарник. Листья широкие, шершавые. Плоды спрятаны в обертку. Как только он созревает, выпадает из обертки, как из пеленок. В конце лета. Лакомятся им сойки, мышки — полевки, медведь. Дятел найдет щель в дереве, загонит туда орех и стучит по нему, пока не расколет. Белочка торопится пополнить свои запасы и носится стрелой. Орех - фундук выращивают в специальных ореховых садах. Добавляют в шоколад, конфеты, пирожные.

5. Остановка «Кипарис».

1. Зарисовать схему кроны

2. Кипарис считается по легенде деревом грусти, печали и вечной молодости.

В одной легенде рассказывается о том, что жил один рыбак с женой и 3-мя дочерьми - Тополиной, Гранатой и Кипарисой. Дети были злыми и неблагодарными, упрекали родителей за якобы неудавшуюся внешность. Терпели, терпели родители, да и возвели к небесам. Разгневались боги и превратили дочерей в деревья. И стала младшая красивым, застывшим в грустном молчании кипарисом.

Кипарис - дерево вечнозеленое, еще его называют кипарис пирамидальный, требует вдоволь тепла, света и влаги.

В древние времена кипарис использовали в кораблестроении и домостроении. В лечебных целях смолами кипариса лечили раны и язвы.

6. Остановка «Тополь»

Тополь пирамидальный (исследовательская деятельность - сравнить листья). Снизу тополь имеет черновато-серую морщинистую кору. Выше она становится гладкой и приобретает оливковую серовато-зеленую окраску. Цветки у тополя в повисших сережках. Тополя считаются быстрорастущими и их изучением занимаются целые институты. Оказывается осина обыкновенная это разновидность тополя. Дерево участвует в оздоровлении человека через сбор меда пчелами, сборе пчелами клейкого вещества, которое они перерабатывают в прополис. В городах сажают мужские экземпляры, т. к. от них не бывает пуха. Из древесины делают бумагу, из почек - крема, духи, одеколон.

Под окошком вырос тополь вековой.

Летом он зеленой шелестит листвой.

По городу, гуляя, встретишь его пух.

Над улицей несутся сотни белых мух.

Как узнать дерево? (по стволу, коре, кроне)

Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий сон. Чтобы листья не испаряли лишнюю влагу, дерево их сбрасывает.

Тополь разнолистный можно встретить на дюнных песках. В культуре тополя успешно растут на любых почвах. Тополя требовательны к богатству и аэрации почвы, не выдерживают заболачивания. Быстрый рост тополей продолжается до 40-60 лет, после чего замедляется. Некоторые виды доживают до 120-150 лет, но обычно рано поражаются различными грибковыми заболеваниями.

Крупные деревья высотой 40-45 м (до 60м) и диаметром ствола более 1 метра. Крона шатровидная, яйцевидная, яйцевидно-пирамидальная или пирамидальная. Кора ствола трещиноватая, буровато-серая или тёмно-серая; ветвей - гладкая, серая или оливковосерая.

Корневая система сильная, но большей частью поверхностная, уходящая далеко за пределы проекции кроны.

Листья черешковые, очерёдные, голые или опущенные, от ланцетных до широкояйцевидных, форма листа зависит от побега, на котором находится, и от положения на этом побеге.

Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях; как сырье для бумажной промышленности, для получения искусственного шелка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долбленных лодок и многого другого. Древесина также идет на дрова и древесный уголь низкого качества, т. к. теплотворность дров тополя в 1,5 раза меньше теплотворности, например, березовых дров. В южных, малолесных районах древесина идет на строительство зданий. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев - желтую. Побеги с листьями служат веточным кормом для скота. Древесина тополя также использовалась длительное время в постройке железных дорог в качестве шпал.

Зимой становится заметно относительно вертикальное положение ствола тополя, что и послужило широкому распространению тополя в озеленении улиц и аллей. Тополь растет быстро и образует мягкую древесину, продолжая расти даже если дерево ломается или отпиливается его верхняя часть.

В связи со сравнительно быстрым ростом и образованием биомассы тополь наряду с ивой используется всё активнее в качестве регенеративного источника энергии для производства горючего (этанол) и получения тепла (сжигание).

7. Остановка «Игровая».

Дидактическая игра «Словесник» (описание явления — ранняя весна, пробуждение от зимнего сна, оттепель, туман, почки.)

«Лиственное - хвойное»

«Фруктовое - не фруктовое»

«Листопадное - вечнозеленое»

Составь из листьев узор на асфальте.

Подвижная игра «Птички и кот».

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери»Методические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возрастаМетодические рекомендации к работе по теме «Комнатные растения» с детьми среднего дошкольного возраста Сегодня я хочу предложить вашему вниманию рекомендации по озвученной мной теме. Ознакомление детей с природой и ее объектами является одним.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Методические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возрастаМетодические рекомендации по разучиванию песни «Цыплята» с детьми младшего дошкольного возраста Методические рекомендации при разучивании песни "Цыплята" с детьми младшего дошкольного возраста. Впереди весна, а значит в песенном репертуаре.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Экскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать развитию наблюдательности и любознательности у детей старшего дошкольного возраста; способствовать расширению представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»
Опубликовано: 16 сентября 2023 в 11:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»» (включая файлы) размещена пользователем Ошарина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД