Марина Мелехова
Методические рекомендации «Как научить читать малыша с нарушением слуха?»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья содержит рекомендации для учителей-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха, по обучению детей чтению. В данной статье раскрыты этапы работы, основные методы и приемы коррекционной помощи при обучении малышей чтению.
Методические рекомендации на тему :
"Как научить читать малыша с нарушением слуха?"
Учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
ГБДОУ № 60 комбинированного вида
Санкт-Петербурга
Публикация «Методические рекомендации „Как научить читать малыша с нарушением слуха?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Мелехова Марина Геннадьевна
Дети с нарушением слуха, переступая порог детского сада, имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие ребенка с нарушением слуха зависит от проблемы формирования его речи.
Чтение является одним из средств компенсации ограниченного речевого общения ребенка с нарушением слуха.
Обучая ребенка чтению, педагог решает следующие задачи:
• научить ребенка правильно прочесть слово;
• учить понимать прочитанное
• воспитывать отношение к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.
Сравнивая пути овладения речью слышащими детьми и детьми с нарушением слуха, можно отметить следующие особенности.
Ребенок, с самого рождения слышащий вокруг себя речь, благодаря этому, еще не начав говорить, понимает много слов, воспринимает устный рассказ взрослого, а к 4-5 годам начинает самостоятельно пересказывать рассказы. В 6-7 лет слышащий ребенок начинает обучаться чтению.
У ребенка с нарушением слуха этот процесс осуществляется по-другому. Ограниченное общение задерживает развитие мышления ребенка, познание им окружающего мира с помощью речи. Это обязывает проводить с дошкольниками большую специальную работу, начиная обучение чтению уже с 2-х лет.
На основании многочисленных исследований, проведенных известным сурдопедагогом-дошкольником Б. Д. Корсунской, установлено, что для глухого ребенка путь восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение ребенка с нарушением слуха чтению, тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.
Этапы обучения чтению.
В обучении чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность.
Начиная с 1 года обучения ребенка (2-3 года, широко используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее маленькому ребенку, чем восприятие слова с руки (дактильно) и восприятие устной речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. На этом этапе систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, кистей, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой.
Первичное восприятие в форме глобального различения слов по значению, установление связи между названием предметов, действий – это основа для последующего аналитического чтения.
На 2 году обучения (3-4 года) дети должны усвоить слова и фразы, данные им для глобального чтения. Усвоить – это знание буквенного и звукового состава слова, восприятие слова как некоторого обобщения, умение использовать в общении: устном и дактильном. Производить анализ слова ребенок может разными способами:
- усваивая его звуковой состав;
- с помощью разрезной азбуки;
- на основе дактилирования.
Главное – научить детей понимать выраженное в словах содержание. В этом по существу смысл всего процесса обучения чтению ребенка с нарушением слуха.
При обучении дактильному чтению детям предлагаются следующие упражнения:
• подражательные упражнения в восприятии дактильных знаков без сочетаний с буквой;
• упражнения на воспроизведение дактильных знаков в сочетании с буквой;
• систематические упражнения в устно-дактильном чтении слогов, слов, написанных на табличках;
• самостоятельное устно-дактильное называние предметов и действий.
Хочется отметить, что основной формой речи на втором году обучения становится устная речь, дактилология же используется при затруднениях в овладении аналитическим чтением, в усвоении звукобуквенной структуры слова, в овладении грамматическими формами. На данном этапе при обучении аналитическому чтению детям предлагаются следующие виды упражнений:
• работа с разрезной азбукой;
• по подражанию педагогу чтение по табличкам знакомых коротких слов – имен детей, названия предметов, действий;
• аналитическое чтение предложений, коротких текстов (из 2-3 предложений) с последующей демонстрацией прочитанного;
• письмо знакомых слов печатными буквами - списывание с табличек, по памяти.
На 3 году обучения (4-5 лет) детям предлагается освоить восприятие и понимание письменных текстов и рассказов, данных в устной форме, а также самостоятельное изложение. В процессе чтения условно можно выделить 2 стороны:
1. овладение техникой чтения, которая осуществляется первично в дактильной форме;
2. обучение пониманию читаемого.
Техникой чтения неслышащие дети овладевают рано и сравнительно легко, а вот научить ребенка понимать прочитанное – это важная задача. Прочесть слово – не значит понять его значение. Для глухого ребенка сложно понять смысл прочитанной фразы, даже составленной из знакомых слов. Поэтому работа над пониманием прочитанного идет в следующих направлениях:
1. расширение круга жизненных впечатлений ребенка;
2. оформление их в слово.
В процессе работы по выявлению понимания прочитанного педагогом используются следующие виды упражнений:
• демонстрация действий;
• инсценирование;
• подбор иллюстраций;
• ответы на вопросы;
• зарисовка (схематичная);
• составление предложений по картинкам или другим наглядным пособиям;
• работа с разрезными предложениями;
• работа с серией картинок для обучения пониманию последовательности событий;
• работа с рассыпным текстом;
• составление рассказа по опорной картине (после серии картин);
• запись наблюдаемых ежедневно событий, явлений в окружающей обстановке.
Хочется отметить, что обучение маленьких детей проводится в игровой форме, так как игра способствует лучшему осмыслению и является одним из способов воспроизведения прочитанного. Привлекая всевозможные средства наглядности: натуральные предметы, игрушки, иллюстрации, кукольный театр, изображая действия, педагог ведет рассказ, фиксируя при этом соответствующий адаптированный текст на доске (на табличках). После дети его читают, выясняется понимание прочитанного и готовится пересказ.
Таким образом, наш опыт свидетельствует об эффективности использования специфических средств и приемов при обучении чтению детей с нарушением слуха.