Алина Голубева
Методические рекомендации к разделу «Формирование слоговой структуры слова и звукопроизношения»
Методические рекомендации к разделу «Формирование слоговой структуры слова и звукопроизношения»
1 Варианты заполнения графы «Дифференциация тактильных ощущений» :
- теплое и холодное
- сухое и мокрое
- твердое и мягкое
- гладкое и шершавое (колючее)
- круглое и с углами
- большое и маленькое
2. Варианты заполнения графы «Развитие статико-динамических и темпо-ритических параметров общих движений»
- смена двух/трех поз
- смена двух/трех поз под счет
Публикация «Методические рекомендации к разделу „Формирование слоговой структуры слова и звукопроизношения“» размещена в разделах
- смена поз с проговаривание таких-то звуков
* в сложных случаях можно описывать конкретные движения, тогда сразу будет видна динамика «не умел, а теперь умеет», например, «рука на плече, рука на поясе, смена рук».
3 Варианты заполнения графы «Развитие статической и динамической координации пальцев рук» :
- выделение большого/ указательного пальца/ мизинца
- смена поз «кулачок-ладошка»
- трехпальцевый захват
- пинцетный захват
- упражнение «Колечки» одной рукой/ двумя руками
- поза «Коза»
4 Варианты заполнения графы: «Развитие статической и динамической координации органов артикуляции» :
- упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Бегемот» под счет до 5
- положение языка «за нижние зубы»
- заведение моторчика с палочкой
- постановка и автоматизация звука Ш изолировано
- комплекс упражнений для звука Р
5 Варианты заполнения графы: «Развитие возможностей воспроизведения изолированных языковых единиц и их последовательностей» :
- чередование у-и (со сменой позы рук)
- чередование а-о-у (с/без визуальной опоры)
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Месяц
2.1 Развитие умения различать неречевые шумы
2.2 Развитие умения различать музыкальные звуки
2.3 Развитие умения различать длинное и короткое слово
2.4 Дифференциация слов, сходных по акустическим признакам
2.5 Дифференциация слогов
2.6 Дифференциация звуков
2.6.1 Дифференциация гласных
(и-у, э-о, и-о, э-у, и-э, у-о, и-ы) - изолировано, в слогах, в словах.
2.6.2 Дифференциация согласных1
(твердые - мягкие, губные-язычные, переднеязычные - заднеязычные, глухие -звонкие, шипящие - свистящие, плавные) - изолировано, в слогах, в словах.
Методические рекомендации к разделу «Развитие фонематического восприятия»
1. Полная последовательность дифференциации согласных звуков в онтогенезе по Н. Х. Швачкину:
- шумные - сонорные
- твердые - мягкие
- носовые - плавные
- губные - язычные
- взрывные - фрикативные
- переднеязычные - заднеязычные
- глухие - звонкие
- шипящие - свистящие
- плавные