Никифорова Татьяна
Методические рекомендации к организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Уровень организация игры в каждом детском саду зависит от позиции воспитателя. Для эффективности данного процесса необходимо следовать следующим правилам и указаниям:
1. Педагогам в процессе организации игровой деятельности важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
2. В начале и в конце учебного года проводить мониторинг для выявления уровня формирования интегративных качеств в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Игра».
3. Изучать теоретическую базу по организации игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Методические рекомендации к организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
4. Выполнять санитарные правила и нормы (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек и т. п.).
5. Осуществлять комплексно-тематическое планирование по организации игровой деятельности в соответствии с программой, по которой работает дошкольная образовательная организация.
6. При организации детской игры необходимо создавать предметно-развивающую среду так, чтобы игра являлась средством формирования игровых умений у детей. Игровые уголки в групповой комнате должны оснащаться разнообразным полифункциональным материалом. В состав предметно-игровой среды должно входить игровое оборудование с учетом возрастных особенностей, все игровые средства должны являться безопасными для детей.
7. Что касается роли педагога во время игровой деятельности детей, то, помимо организатора, каждый педагог на начальном этапе игры должен быть участником. Дети в среднем дошкольном возрасте еще играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру.
Самодеятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке, но использование только предмета в качестве партнера по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребенка с партнером-игрушкой, перенастраивать его и на партнера-взрослого, а в дальнейшем – все более на партнера-сверстника.
Одним из основных приемов руководства играми детей среднего дошкольного возраста является участие воспитателя в играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.
Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх детей может быть направлено также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей : воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.
По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.
В средней группе при проведении дидактических игр воспитателю необходимо использовать то стремление к самостоятельности, которое довольно ярко проявляется у детей данного возраста. В то же время взрослый, несмотря на потребность ребенка действовать независимо, по-прежнему интересен ему как носитель самой разнообразной информации. Взрослый должен умело направлять самостоятельность детей в нужное русло.
Применение воспитателем методов и приемов прямого руководства (показа, объяснения, упражнения) в дидактической игре возможно лишь в пределах, не разрушающих саму игру, ее игровой замысел и игровые действие.
Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.
Театрализованные игры также требуют умелого руководства педагога. Немаловажным является то, как взрослый готовится к предстоящей постановке: выбирает художественный материал, оборудование, продумывает драматургию спектакля, репетирует, пробуя разные средства выразительности для решения поставленных задач. Сюжет постановки будет интересен детям, если воспитатель использует в нем яркие куклы, подбирает музыку, соответствующую характеру сценической ситуации, эффективно пользуется средствами художественной выразительности.
Воспитатель должен использовать стремление детей к самостоятельности (выполнить действие, участвовать в инсценировке, поощрять малейший проблеск фантазии, направлять ее в развивающее русло). Необходимо привлекать к работе идейно-содержательный материал, так как в этом возрасте детям доступны и нравственные выводы, и юмор, содержащиеся в играх и сказках. Театрализованная деятельность не должна носить стихийно-развлекательный характер, она должна воспитывать ребенка.
8. Педагогам необходимо не только непосредственно играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.
9. Планировать и организовывать игровую деятельность не только в самостоятельной деятельности, но и в других различных формах работы с детьми (образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в рамках непосредственно образовательной деятельности) с учетом интеграции образовательных областей.
10. Совершенствовать условия игровой деятельности, обеспечивающих новое качество воспитания, образования и развития в условиях ФГОС ДО.
В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.
Итак, развитие детской игры напрямую зависит от руководства ею педагогом. Воспитателям необходимо помнить, что дошкольный возраст – самый благоприятный период для детского развития. И игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, способствует полноценному развитию личности.
Список литературы:
1. Бабенкова, Е. А., Параничева, Т. М. Подвижные игры на прогулке / Е. А. Бабенкова, Т. М. Параничева; под ред. Т. В. Цветковой. М. : Сфера, 2015. 96 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. СПб. : Букинист, 1991. 160 с.
3. Горина, Л. В., Колесниченко, Ю. Ю., Кошкина, И. В. Дошкольная педагогика : учебное пособие для бакалавров. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. 92с.
4. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. М. : Мозаика-Синтез, 2012. 176 с.