Татьяна Лашина
Методические рекомендации к общеобразовательной программе в области театрального искусства (по художественному слову)
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное слово, как нравственное воспитание
подрастающего поколения.
Нравственное воспитание подрастающего поколения, это одна из основных задач общества. Ребенок входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается с добром и злом, героизмом и предательством, чувством гордости и растерянности. И его воспитание целиком и полностью зависит от демонстрации морально-этических принципов взрослого. Ведь именно в детстве появляются первые моральные установки, взгляды, миропонимание, культура труда и поведения.
Публикация «Методические рекомендации к общеобразовательной программе в области театрального искусства (по художественному слову)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Художественное слово может стать действенным средством воспитания моральных качеств личности, способствовать формированию образа нравственного идеала, воздействовать на сознание ребенка, на чувства и поступки. Ведь слово, может окрылять, вызвать красоту и радость, желание сделать, что то лучше, прекрасней.
У каждого преподавателя свои методы работы, свои подход к методу обучения. Культура педагога, четкая дикция, хороший голос, правильное литературное произношение, умение эмоционально, ярко выразить мысль обеспечивают профессиональное взаимодействие с учащимся.
«Главное в человеке это не ум, а то, что им управляет: сердце, доброе чувство» Ф. М. Достоевский.
После вводных занятий знакомства учащихся с предметом художественное слово, знакомимся с артикуляционной гимнастикой, работаем над дикцией и дыханием. После того как дети освоились, преодолели стеснение и скованность переходим к постановке небольших этюдов. Затем самый длинный и увлекательный этап обучения - это работа над репертуаром. Планировать работу необходимо с учетом возрастных особенностей детей, подбирать материал, доступный по содержанию и исполнению. Ведь эстетическое воздействие на них художественным произведением во многом зависит от того, как доносит его преподаватель.
Богатый нравственный потенциал содержится в таких формах художественного слова, как пословицы, потешки, поговорки, загадки, колыбельные песни, сказы.
Задача приобщения детей к художественному слову состоит в том, чтобы пробудить интерес, развить тонкость ощущений, воображений, фантазию, зрительную и логическую память, необходимые в творчестве.
Выразительно прочитать текст. Это способствует полноценному, глубокому восприятию детьми прочитанного.
После прочтения материала, нужно объяснить значение непонятных слов, встретивших в тексте, дать оценку поступков героев, правильно понять авторский замысел, провести беседу по тексту произведения. Ведь именно преподаватель и окружающие его люди помогают разобраться в прочитанном, понять что хорошо, а что плохо, что прекрасно, а что безобразно. Сказка становится для ребенка сказкой, песня-песней тогда, когда, они рассказаны и спеты добрым, душевным человеком.
Занятия по художественному слову строятся таким образом, чтобы вызвать детей на беседу, сотрудничество, затронуть их душу…
Порой работа над образом помогает корректировать некоторые психологические трудности. Ребенок, умеющий представлять мир в образах, анализирующий жизненные ситуации через этюдную работу, может воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которое можно и нужно преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому. Погружение в мир поэзии, театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику.
Работая над ролью, ребята учатся т чисто и правильно говорить, двигаться, общаться. Здорово, когда на занятиях ребята испытывают чувство радости от первых удач, от преодоления собственных границ. Происходит совершенствование через художественный образ, через прекрасное.
В жизни, в быту люди, слушая, воспринимают не только объективные факты, выраженное в словах событие, но и то, что скрыто за текстом: отношение к факту самого говорящего, стараются уловить тот смысл, который он вкладывает в содержание речи. Этот смысл – подтекст – выражается в звуковой окраске текста.
Подтекст, отношение и оценка в бытовой речи рождаются сами собой – это живое, испытанное и увиденное. Эта подлинность и создаёт подтекст, рождает при высказывании, особое, неповторимое звучание текста, его музыкальность.
Но чтецы работают с готовым текстом, и здесь перед ними встаё т задача: сделать текст своим!
1. Определить логическое содержание текста.
2. Воссоздать воображением, фантазией, путём этюдных поисков ту живую жизнь, которую имел в виду автор:
3. Вслед за автором пережить все события;
4. Накопить все видения;
5. Накопит все отношения;
6. Создать единую «киноленту» видений.
Работая над текстом, запоминайте не слова его, а мысли.
Путь к подтексту лежит только через накопление и осмысление видений, рождаемых проникновением в мысль текста.
Чтец действует словом.
Для действия словом нужно так «вскрыть» мысль текста, чтобы обнаружить, что этим текстом следует делать, - то есть определить в анализе подтекст и сверхзадачу.
Задайте себе вопрос: «А что вы этим хотите сказать?»
«Зачем вы это говорите?»
Нужно разбить текст на действенные куски. Назвать их, глаголом действия, которое следует данным куском. Выполнить (учить, побуждать, хвалить, осуждать, просить, отказываться, грозить, умолять, предупреждать, дразнить и т. д.). Затем тренироваться в укреплении этого словесного действия. Поставив себе совершенно противоположные задачи и выполняя для этого противоположные действия, вы легко ощутите, как при той же логической структуре фразы логическая мелодия будет изменяться – родится интонация, соответствующая выполняемому действию.
Эмоциональная сторона речи рождается действием и выражается в звучании интонацией. Эмоция – цель всякого искусства, но путь к ней один – логика и последовательность.
Отношения, оценки и действия, диктуемые задачей и про чувствованием цели – вот основополагающие моменты искусства художественного слова.
Только в результате огромного труда, углубленного анализа каждого образа, каждой детали, взятого для исполнения произведения, может родиться его живое воплощение на сцене. Тогда исполнитель предстанет как индивидуальность, сама по себе интересная для зрителей, со своей трактовкой произведения, со своим взглядом на него и донесёт до слушателей тот глубокий смысл, который при самостоятельном чтении найдёт не всякий читатель.
Литература:
1 Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М. : Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М. : Искусство, 1985.
5. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л. -М. : Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М. : Просвещение, 1978.
9. Корогодский З. Я. Начало, СПб, 2005.
11. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
13. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М. : Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М. : Искусство, 1988.