Надежда Ломакина
Методические рекомендации из опыта работы на тему «Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.
У многих детей в течение занятий наблюдалось двигательное беспокойство: часто меняли положение ног, туловища. Некоторые дети совсем низко наклоняются на занятиях рисованием, лепкой; другие не опираются о стол, локти у них свисают.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Осанка. Консультации для родителей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
На одном из занятий я обратилась к детям с вопросом: «Как вы понимаете, что значит правильно сидеть на занятии?» Они отвечали: «Сидеть прямо», «Не разговаривать», «Сидеть спокойно». Мне стало ясно, что у детей нет четкого представления о правильном положении тела. Формирование правильной осанки начала с того, что показала и объяснила детям, как надо ставить стул к столу: сиденье стула должно немного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложила поупражняться в этом. Объяснила, что человек, у которого хорошая осанка, красив в движениях, легко двигается, не устаёт во время чтения, письма за столом. Показала детям, что сидеть надо так, чтобы край стола находился от груди на ширину ладони. Затем предложила принять правильное положение. Подходила ко всем детям, помогала принять правильную позу, подсказывала, что сидеть нужно свободно, без напряжения, давая возможность почувствовать, что так сидеть удобнее, легче. Все последующие дни напоминала о правильной посадке. Впоследствии достаточно было сказать «сядьте правильно» и дети сознательно проверяли посадку, принимали правильную позу.
В перерыве между занятиями и в процессе занятий проводила физкультминутки, предлагая ряд упражнений стоя: для плечевого пояса (руки вперёд, вверх, вперёд, вниз, для косых мышц туловища (наклоны, повороты, для мелких мышц шеи, кистей рук.
Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении. Я замечала, что дети в играх иногда очень долго находятся в одной позе (в приседе, сидя на стуле и пр.). Не прерывая хода игры, предлагала детям выполнять дополнительные действия, требующие изменения позы. Например, играют дети в «Магазин» и ребёнок, выполняющий роль продавца, очень долго стоит за прилавком. Я обращаю внимание продавца, на то, что конфеты кончаются. Предлагаю пойти позвонить на склад, чтобы привезли ещё конфет, или вызвать машину. Игра не нарушается, но происходит смена деятельности. В летнее время дети очень любят игры с песком и водой, а поэтому находятся долгое время в согнутом положении. В этих играх стараюсь использовать физкультурное оборудование и пособия, которые имеются у нас на участке. На формирование осанки значительно влияют особенности стопы. При нормальном ее строении нога опирается на наружный продольный свод, служит рессорой, обеспечивая эластичность походки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая.
В целях профилактики плоскостопия старалась применять ходьбу босиком. В летнее время на участке организовывала ходьбу босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве, по песку. При такой ходьбе ребёнок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению ее свода. Во вводную или заключительную часть утренней гимнастики и физкультурных занятий обязательно включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, ходьбу с опорой на наружные края стопы, ходьбу по канату, обручу.
В формировании правильной осанки играет роль не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс утренней гимнастики включаем упражнения из разных исходных положений для туловища: лёжа на животе— «рыбка», «ласточка», лёжа на спине, и др. Эти упражнения укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса. Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание. При этом мышцы теряют упругость, а следовательно, появляется опасность отклонений в осанки. Мы стали учить детей правильно дышать, сочетать ритм движения и дыхания. С этой целью производили специальные дыхательные упражнения, например глубокий вдох через нос (вдыхаем приятный запах духов, цветка, продолжительный выдох (подуть на цветок) 3-4 раза, упражнение «Дровосек»--руки вверх (вдох, «ух» (выдох). Для формирования полного, глубокого выдоха использовали также прием произношения звуков и слов на выдохе.
В подготовительной группе дети уже сами контролировали дыхание, постепенно усвоив, когда делается выдох, когда—вдох (например, при наклонах, поворотах – выдох, при распрямлении корпуса—вдох). Очень большое значение имеет плотность занятия. Поэтому мы совместно с инструктором по физической культуре старались построить их так, чтобы обеспечить оптимальную физическую нагрузку детей. Особенно тщательно продумывали подбор и сочетание движений на одном занятии и выбор способа организации детей для их выполнения. Старались при переходе от одной части занятия к другой не допускать неоправданных потерь времени.
Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешком на голове, ходьба по гимнастической рейке. Уже со второй половины года в старшей группе эти упражнения мы включаем не только в основную, но и в вводную часть занятий. В летнее время включаем их и во вводную часть утренней гимнастики: дети идут обычном шагом, потом по гимнастической скамье, затем по бревну (при это задания усложняются и варьируются). Мы придерживаемся мнения, что упражнения с мелкими физкультурными пособиями помогают контролировать правильность выполнения упражнения. Поэтому широко применяем упражнения с гимнастическими палками, обручами, кеглями, лентами, с длинной верёвкой, флажками, со скакалками. При этом предусматривается использование одного и того же пособия на занятии многократно. Если, например, на занятии запланированы упражнения с гимнастической палкой, то во вводную часть занятия включаем ходьбу с палкой за плечами; если во вводной части выполняются упражнения с мешочками, то в основную часть занятия включаем упражнение ходьбе с мешочками на голове или прыжками через мешочки. Все эти приёмы способствуют увеличению физической нагрузки, повышают у детей интерес к занятию.
Укреплению костно-мышечного аппарата, формированию правильной осанки способствуют игры с элементами спортивных упражнений, такие, как городки, бадминтон, настольный теннис, катание на коньках, ходьба на лыжах. Многое из перечисленных игр планируем и проводим с учетом сезонных условий.
Учитывая роль закаливания в системе укрепления здоровья детей, а следовательно и профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата, уделяла организации этих мероприятий особое внимание. После обливания ног обязательно даём несколько профилактических упражнений : переступания с пятки на носок, бег на носках, перетоп. Затем проводила подвижную игру, в которой принимают участие все дети. Систематическая работа по профилактике осанки и опорно-двигательного аппарата даёт хорошие результаты, положительно влияет на укрепление и развитие детского организма, способствует снижению простудных и других заболеваний.
Правильно подобранная одежда и обувь обеспечивает правильное физическое развитие ребёнка. Я часто беседую с родителями о повседневной одежде, о гигиеничности и соответствии её сезонами, о том, что она должна быт удобной. В родительском уголке поместила материалы на темы: «Одежда детей в разное время года», «Одевайте ребёнка красиво», «Одежда и здоровье». Работа по профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата - один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, воспитателей, родителей.