Ксения Кудашкина
Приобщение детей к культурному наследию мордовского народа внутри семьи посредством старшего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».
В большинстве главным институтом воспитания личности является семья. Всё, что ребенок приобретает в детские годы, формирует его в будущем как человека. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней дети находятся в течение значительной части своей жизни.
Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила поведения и порядки. Поэтому роль старшего поколения в сохранении мордовских традиций в семье заключается в передаче этнической культуры младшему поколению.
Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!» А опыт выращивания своих собственных детей дает им основания думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке.
В большей части этнокультурную информацию младшее поколение детей получают от своих бабушек и дедушек. Например, они могут рассказывать о жизни своих предков, петь колыбельные песни на мордовском языке, передавать его фольклор, рассказывать о быте и народных блюдах мордовского народа, разговаривать на родном языке в быту.
Таким образом, для того чтобы у детей было максимум положительного влияния семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение:
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, помогать развивать свои умения и таланты, совершенствовать свою разговорную речь на родном языке;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая тем самым самостоятельно принимать решения.
Признание ценностей и традиций национальной культуры – это один из ведущих принципов формирования национального самосознания ребенка. Любить и уважать свой народ, прививать любовь ко всему национальному – дело благородное и ответственное. Поэтому особая роль отводится родителям и самым близким родственникам – это бабушки и дедушки.
Национальная кухня, можно сказать и в наше время сохраняет свои традиции. Многие из блюд и в наши дни остаются главными в мордовских семьях.
Особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа, в первую очередь земледелием и животноводством. Подспорьем в питании всегда служили продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства.
Сохранение семейных традиций — это особая работа. Несколько самых интересных традиций обязательно нужно ввести в будни жизни семей. От этого много зависит отношение детей к своим родителям и старшему поколению в будущем. Преемственность поколений — это когда родители будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они её беспрекословно получат. «Возврат» семейных вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Когда в семье царит гармония и взаимоуважения, когда родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к бабушкам и дедушкам, то более надежного «вложения» положительных чувств трудно себе представить. Если же ребенок растет в атмосфере неуважения и злобы к старшему поколению, то родители могут, не надеется, что к ним их кровиночки будут относиться иначе. Здесь работает «закон отдачи». Что вложил, то и получил!