Елизавета Орлова
Пособия по коррекции звукопроизношения. Звуковая карта
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Актуальность правильного звукопроизношения детей.
2. Анализ имеющихся пособий по коррекции звукопроизношения.
3. Опыт работы со звуковыми картами.
4. Приложение по работе со звуковой картой. Звуковая карта. (фото)
Звуковая карта.
Правильное звукопроизношение — это процесс которым многие овладевают легко, а некоторым требуется помощь специалистов. А именно — логопедов и дефектологов. Специалистам в свою очередь нужны новые интересные пособия, которые завораживают детей и помогают легко работать в игровом подходе. Считаю, что информация о моем практическом опыте поможет моим дорогим коллегам в столь непростой работе с детьми.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Сегодня много пособий, предназначенных для коррекции звукопроизношения можно купить, найти в интернете, изготовить самостоятельно. Так есть «Звуковые дорожки» Сорокиной Н. А. - это объемная книга включает в себя материал для закрепления поставленных звуков у детей; игра «Звуковая дорожка» О. Т. Томукевич, предназначенная для автоматизации свистящих звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста; тетрадь «Говорящий карандашик» Н. В. Гальской совместно с художником Л. Г. Орловой для закрепления произношения звуков Ш, Ж. Можно сделать вывод, что педагоги оформляют свои работы и делятся материалом довольно охотно.
Существует достаточное количество звуковых дорожек для работы со звуками. Они удобны тем, что расположены для каждого звука отдельно на изолированных листах. Но было бы функционально объединить для этапа диагностики (начального или итогового) все звуки в одной карте, на одном листе. А как это интересно для ребенка - путешествовать по карте страны звуков! Так же карта подходит и для автоматизации звуков с слогах, в нее можно легко вносить изменения под каждого ребенка индивидуально: дописывать гласные, составлять слоги. Когда на карте появляется уже много картинок, можно составлять предложения. В общем, бумаги для творчества хватит всем. Дети разного возраста нуждаются в коррекции звукопроизношения. Но и малышам и взрослым легко угодить вариантом звуковой карты. Маленьким нравится, когда карта появляется на их глазах. Мы создаем ее вместе: сначала рисую я, затем ребенок добавляет свое. Ребятам постарше лучше отдать власть, пусть рисуют самостоятельно и рассказывают, что у них получается на картах. Они могут быть совершенно различной тематики, всё зависит от интересов и увлечений ребенка. Так звуковыми героями могут стать не только явления природы, животные, предметы быта, но и герои мультфильмов, любимых игр. Ещё один плюс - это легкий и понятный вариант для понимания родителями домашнего задания. С такой картой ребенок и сам напомнит и объяснит родителю, что нужно сделать дома. Накопленный опыт работы с картами показывает свой положительный результат. Некоторые ребята, в основной массе взрослые, даже оставляют свои карты мне для работы с другими детьми.
Какими удовлетворенными уходят мои дети по окончании занятий. Ведь они сами поучаствовали в создании пособий, помогли другим ребятам, проявили свое творчество.
Приложение №1
Описание: Лист формата А4 на котором изображено совместное творчество ребенка и логопеда — звуковая карта; ленты -полоски со звуками.
Цель: диагностика, автоматизация правильного звукопроизношения в слогах.
Так же в процессе работы с картой мы закрепляем мелкую моторику, пространственные представления, зрительно-моторную координацию, память, умение действовать по инструкции, планировать свою деятельность.
Отмечу, что лист 1 предназначен для начальной диагностики звуков (изолированно) и является универсальным. Карта является палочкой - выручалочкой, в ситуации когда ребенок стесняется, не хочет повторять диагностические слова за логопедом. И тут картинки спасают, помогают разговорить ребенка.
Лист 2, 3 для автоматизации в слогах прямых и обратных.
Например: Звук Р
лист 1: Машина едет - ребенок ведет пальчиком по дороге и произносит звук.
лист 2: Ребёнок ведет пальчиком по дороге, произнося звук. Вдруг на дорогу падают звуковые мячики (по одному, логопед подрисовывает каждый мяч). Ребенок произносит слоги: ра, ро, ру и т. д.
лист 3: Едем в обратном направлении: ар, ор, ур и т. д.
Данная карта создана для конкретного ребенка. Все изображения подобраны именно так как ребенок представляет себе звуки в картинках. Последовательность звуков также индивидуальна. Если она подходит по духу Вам и Вашим детям, используйте её в своей работе. Или придумывайте что-то своё! Успехов в работе!