Люция Киямова
Методические рекомендации для специалистов, работающих с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для специалистов, работающих с детьми
с задержкой психического развития
Специалисту, работающему с детьми с ЗПР, важно знать как можно больше о данной форме дизонтогенеза. А при проведении любого вида занятий или игр надо помнить, что мы решаем не только задачи общеобразовательной программы, но в первую очередь – коррекционные задачи.
Публикация «Методические рекомендации для специалистов, работающих с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В работе с детьми с задержкой психического развития необходимо учитывать такие психологические особенности, как нестойкость и незрелость эмоциональной сферы; истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность; изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления).
Для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития важно единство требований со стороны всех специалистов. Кроме того, так как для детей с ЗПР, особенно со сниженной познавательной активностью, часто характерно избегание произвольной деятельности, то важно соблюдать четкий последовательный режим занятий для того, чтобы исключить возможность не завершения начатых ребенком действий.
Специалисту в своей деятельности нужно учитывать направления и задачи психокоррекции познавательной сферы у детей с различными формами задержки психического развития :
1. Дети с некоторыми формами ЗПР испытывают трудности при выделении, осознании и принятии цели действия. Задача педагога – формировать познавательные мотивы:
• создавать проблемные учебные ситуации;
• стимулировать активность ребенка на занятии;
• обратить внимание на тип семейного воспитания.
Метод обучения – посредством создания игровых учебных ситуаций; дидактических и развивающих игр.
2. Детей с ЗПР отличает неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию. Задача специалиста – обучать ребенка планированию своей деятельности во времени:
• предварительно организовывать ориентировки в заданиях;
• анализировать с ребенком используемые способы деятельности.
Метод обучения – посредством обучения детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию).
3. Дети с ЗПР не умеют контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения.
Задача специалиста – обучить контролю :
• по результатам;
• по способу деятельности;
• в процессе деятельности.
Метод обучения – посредством игр и упражнений на внимание, память, наблюдательность; обучения конструированию и рисованию по моделям.
Важно отметить, что в психокоррекционной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата важно учитывать, что развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия, поэтому важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в процессе конструктивной деятельности. При психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей следует учитывать форму и степень задержки психического развития.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Работа специалиста по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
Речь самого педагога должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Избегайте сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Вся работа строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить (под руководством специалиста).
Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине, видеоматериалу.
При изучении каждой темы намечается совместно с учителем-логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю или родителям по следам коррекционных занятий специалистов.
Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировку предметов по назначению, по признакам и. т. д.
На каждом занятии рекомендуется :
- создавать ситуации успеха, поощрение за малейшие достижения,
- не концентрировать внимание на недостатках ребенка,
- давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части,
- активизировать работу всех анализаторов. Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, трогать и обследовать и т. д. ,
- соблюдать принцип наглядности,
- для концентрации рассеянного внимания делать паузы перед заданиями, менять интонацию, использовать прием неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п. ,
- прибегать к дополнительному стимулированию (похвала, жетоны, фишки, наклейки и др., использовать игру и игровую ситуацию,
- создавать максимально спокойную обстановку, поддерживать атмосферу доброжелательности,
- делать темп подачи материала спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов,
- чтобы все приемы и методы соответствовали возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворенности и чувство уверенности в своих силах,
- уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей, также и в режимные моменты,
- давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям,
- предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность,
- учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте,
- включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью,
- устанавливать доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что на их взгляд важно и нужно в данный момент для ребенка, договариваться о совместных действиях в поддержку ребенка.
Список литературы:
1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М. : Гном-Пресс, 2002.
2. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – Санкт-Петербург: Речь, 2004.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М. : Медицина, 1993.
4. Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для учителя-дефектолога. - Мозаика-Синтез ВЛАДОС, 2010.