Наталья Орешкова
Дидактическое пособие «Умный дом» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ьное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №105 «Антошка»
(МБДОУ «Детский сад №105»)
(Доклад)
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия
«Умный дом»
(для детей 3-5 лет)
Автор:
Орешкова Наталья Юрьевна, воспитатель
Прокопьевский ГО, 2022
Актуальность и целесообразность:
(1 слайд)
Публикация «Дидактическое пособие „Умный дом“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися вокруг него. Поэтому важным компонентом обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорных способностей. Обычные бытовые предметы увлекают малыша намного больше, чем самые красивые и дорогие покупные игрушки. Их интересуют ящики, кнопки, выключатели, розетки, дверные ручки, крючки, замки. Все бы хорошо, если бы не было так опасно. Но приобретать-то навыки нужно, и, чем раньше ребенок научится правильно и безопасно изучать окружающий мир, мир предметов, тем своевременным будет его развитие в целом.
К сожалению, современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира, как его ровесники несколько десятков лет назад. В настоящее время уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание.
Чтобы нивелировать влияние негативных факторов, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – методика М Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. В 1907 году она придумала, как дать детям возможность познавать мир безопасно и создала первый бизиборд – доску, на которой разместила дверную защелку, цепочку, шнуровку, обесточенные розетку, штекер и выключатель.
Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.
В наши дни предметов на бизиборде существенно прибавилось, но основная концепция этой обучающей «игрушки» не поменялась. Основной целью такой конструкции стало развитие у ребенка интеллекта, воображения и многих бытовых навыков, связанных с моторикой.
В связи с этим, было принято решение об изготовлении пособия «Умный дом», по типу «бизиборд», ориентированного на детей конкретной группы, их возрастные и индивидуальные особенности. (от3 до5 лет)
(2 слайд)
Цель: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр. Задачи представлены на презентации.
С помощью пособия «Умный дом» происходит развитие мелкой моторики; Внимательности и самостоятельности; Мышления; Сенсорики; Творческого потенциала; Логики, памяти; Развития речи.
Формы работы с пособием «Умный дом» :
• Образовательная деятельность,
• Совместная деятельность
• Индивидуальная деятельность
При изготовлении развивающего пособия были учтены меры предосторожности:
все детали крепко приклеены; нет никаких острых элементов, о которые может пораниться ребенок; игрушка изготовлена из экологически чистого материала-- фанеры.
Игры с пособием «Умный дом»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
1. На первой стороне представлены игры: (3слайд)
«Как шнуровать ботинки»
Ребенок учится шнуровать ботинки самостоятельно. Для малышей может использоваться просто как игра-шнуровка без соблюдения правильности шнуровки ботинка.
«Расстегни - застегни»
Ребенок учится расстегнуть и застегнуть пуговицы.
«Шестеренки» В этой игре происходит развитие вращательной функции кисти, умение координировать и направлять движения руки, развитие последовательного мышления.
Все шестеренки разноцветные и имеют разный размер. В ходе игры ребенок закрепляет основные цвета, сравнивает по величине.
2. На второй стороне: лабиринт (4слайд)
Лабиринт – извитой, с имеющим самостоятельное значение бегунками. Пользуясь им, ребенок вырабатывает уже координатную моторику в пределах некоторой протяженной области.
Варианты игр: «Расскажи сказку»
Необходимо провести колобка по лабиринту, по ходу проговаривая сказку, вспоминая последовательность персонажей.
«Расскажи, кто встретился на пути
Ребёнок учится называть домашних животных и их детёнышей, формировать представление их среды обитания.
3. На третьей стороне: «Открой и закрой окошечки» (5 слайд)
Ребенку необходимо отгадать загадку и открыв окно подтвердить правильный или не правильный ответ.
4. На четвертой стороне представлен: «Календарь природы»
(6 слайд)
В него входит окошки с вкладышами :
- времена года;
- дни недели;
- погода;
- время суток;
- детские забавы;
- одежда по сезонам года.
Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. К календарю прилагаются карточки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и Вставить их. При этом в календаре присутствует несколько секторов:
• Сезоны: лето, весна, осень, зима. У детей появляется представление о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
• Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый, снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее.
• Дни недели: с понедельника по воскресенье.
• Одновременно с использованием календаря природы детям нужно правильно научиться подобрать одежду в соответствии с сезоном года.
• Представлены детские забавы, в которые можно играть в разное время года.
Примеры игр:
«Когда это бывает?»
После остановки стрелки дети подбирают карточки, отражающие особенности времени года.
«Путаница»
Воспитатель неправильно размещает карточки с изображением признаков сезонов, дети находят ошибки и объясняют их.
«Времена года»
Распределить цветовые модели (зима – синий, весна – зеленый, лета – красный, осень – желтый) по секторам и назвать приметы каждого сезона года.
Ожидаемые результаты:
Ребенок овладевает необходимыми умениями и навыками, средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; Становится любознательным и активным; Приобретает первичное представление о мире и природе.
Помимо этого, данное пособие способствует формированию мотивации к обучению. В процессе решения практических задач у детей формируются важные личностные качества, такие как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.
(7 слайд)
Спасибо за внимание!