Анна Стефогло
Методические приемы обучения решению текстовых арифметических задач в начальной школе на основе межпредметной интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Методические приемы обучения решению текстовых арифметических задач в начальной школе на основе межпредметной интеграции
Межпредметную интеграцию рассматривают как одно из направлений развивающего обучения, которое ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – универсальных понятий и умений, а также способствует активизации их познавательного интереса.
Публикация «Методические приемы обучения решению текстовых арифметических задач в начальной школе на основе межпредметной интеграции» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Существуют различные пути осуществления межпредметной интеграции. Для того чтобы расчлененные по предметному признаку сведения воспринимать как целостную картину окружающего мира, разработан ряд методик. Большой интерес вызывает исследование Т. В. Огоньковой, в котором предлагается интегрирование всех учебных дисциплин, изучаемых в начальной школе, на основе сюжетного (тематического) построения учебного дня. По мнению автора, такой принцип:
- позволяет обеспечить приемлемое сочетание всех изучаемых дисциплин в начальной школе;
- способствует осуществлению образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, участвующим в интеграции;
- выступает связующим звеном между учебными предметами для выстраивания целостной картины изучаемого действия, явления, процесса;
- создает условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной региональной смены видов учебной деятельности;
- стимулирует развитие навыков продуктивного общения, приобрете-ния опыта, расширяющего социальное пространство личности [1, с. 40].
Наиболее эффективным методом, позволяющим эффективно осуществлять межпредметную интеграцию при обучении решению задач, является метод проектов.
Метод проектов (от греческого «исследование») – система обучения, при которой учащиеся постепенно приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Данный метод применяется по мере того, как дети овладевают определенными знаниями, умениями и навыками исследователя.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX в. как метод целесообразной деятельности по разрешению школьного задания в реальной жизненной обстановке. Говоря словами Дж. Дьюи, проектный метод – это «обучение через делание».
Хуторской A.B. отмечает, что основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует ученика на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы [2].
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
Хуторской A.B. полагает также, что к организации проекта предъявляются следующие требования:
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
3. Работа по проекту является исследовательской.
4. Проект является педагогически значимым, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Тематика образовательных проектов может быть разнообразна: экспериментальное изучение и использование природных явлений, исследование технических процессов, сборка конструкций с заданными параметрами, создание теоретических моделей, фантастических и социальных разработок, конструирование объектов с заданными свойствами, литературные, культурные, исторические и иные темы [2].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и критического мышления обучающегося, его умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и др.
Обучение решению текстовых арифметических задач по методу проектов осуществляется в несколько этапов:
1. На первом этапе должна осуществляться работа с понятиями из разных образовательных областей.
2. На втором этапе уже происходит математизация сюжета, в ходе которого осуществляется создание соответствующей математической модели.
3. На третьем этапе обеспечивается решение собственно математической задачи и истолкование полученных данных на языке категорий.
Приведем пример.
Проект №1.
День начинается с чтения повести Э. Успенского о дяде Федоре. Ее герои выбирают дом в деревне Простоквашино. Остановимся на этом отрывке. «. Крыша красная. И сад с огородом есть. И пошли они смотреть. Как только они подошли, Шарик кричит:
- Это же мой дом! Я про эту будку говорил.
- И печка моя! - говорит кот - Я о такой печке всю жизнь мечтал! Когда холодно было.
Осмотрели они дом и обрадовались. Все в доме было. И печка, и кровать, и занавесочки на окнах! И радио, и телевизор в углу, правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде все было посажено. И картошка, и капуста. Только все запущено было, не прополото. А в сарае удочка была.»
В данном сюжете достаточно много понятий, отражающих объекты образовательной области «Познание мира». Это деревня, дом в деревне и в городе, живая и неживая природа, предметы обихода, необходимые и не очень и т. д. При обсуждении данного сюжета можно выделить ряд категорий:
1. «Пространство» описывает место действия сюжета (деревня (при этом хорошо обсудить некоторые отличия города от деревни, дом (отличие городского дома от деревенского, сад, огород).
2. «Форма» возникает при обсуждении внешнего вида дома ( форма дома и его частей: крыши, окон, дверей, комнат; будки, печки, кроватей, радио и т. д.).
3. «Изменение» (так как дом нужно обжить, то необходимы соответствующие изменения в убранстве дома и усадьбы).
4. «Величина» (связано с понятием температуры воздуха и связи ее со временем года, или понятием площади и объема).
5. «Модель» (конструирование проектов дома, огорода).
При работе с выделенными понятиями через соответствующие категории возможен выход на новые понятия («положение точки на плоскости и в пространстве», «изображение геометрических тел на плоскости», «хозяйство», «натуральное хозяйство», множества и сравнимости множеств, длина, площадь и объем, прямая и обратная пропорциональность и вообще функциональная зависимость и т. д.).
Таким образом, при работе над выбранным сюжетом выделили ряд понятий, связанных с окружающим миром и соотнесли их с категориями. Далее, круг выделенных понятий расширяется и переходит в другую образовательную область – математику или наоборот. Это показано в таблице 1.
Таблица 1 – Интеграция учебных понятий через образовательную область «Математика»
Пространство Деревня, город, дом, сад, огород. Природа: живая и неживая Положение точки на плоскости, в пространстве, тела в пространстве Натуральное хозяйство
Форма Городской дом, сельский и их обстановка. Призма, параллеле-пипед, цилиндр, шар, прямоугольник, круг, окружность. Наиболее экономичная форма дома при небольшом земельном участке. Или экономичное расположение частей усадьбы.
Величина Температура, времена года, урожайность и т. д. Время, температура, площадь, объем, дли-на. Стоимость. Доход. Расход. Труд.
Изменение Смена времен года, зави-симость видов посаженных овощей от климатических условий. Невидимые нити природы. Прямая и обратно
пропорциональная
зависимости. Экономическая выгода: ее зависимость от урожайно-сти, от вложенного труда.
Модель Виды жилья в разных кли-матических условиях. Конструирование. Модель идеального до-машнего хозяйства.
Таким образом, знание складывается из совокупности понятий из разных образовательных областей, синтезированных через межпредметные категории. Исходя из данного сюжета, можно сконструировать серию математических задач.
Задача 1. Часть огорода Дяди Федора имеет форму прямоугольника. Где и как можно провести межу между двумя участками с капустой и картошкой, чтобы их площади были равны?
Задача 2. Для покраски комнаты площадью 16 м2 достаточно одной банки краски стоимостью в 60 леев. Во что обойдется покраска двух комнат, если вторая комната вдвое больше первой?
Задача 3. Осенью собрали урожай картофеля. Так как урожай уродился большой, то кот Матроскин решил продать некоторую его часть. Какой доход получит кот от продажи картофеля по цене 9 леев за 1 кг, если собрали 250 кг картофеля, а на зиму оставили 120 кг?
В этих и других задачах полезно выявлять величины и зависимости между ними. После чего решить их разными способами, там, где это возможно, используя выделенные зависимости.
Реализация межпредметной интеграции при конструировании содержания текстовых арифметических задач, сочетающих знания из различных учебных дисциплин начального образования (математика, познание мира и др., может быть произведена путем введения системы обобщенных межпредметных понятий – категорий, выступающих в качестве основы для соединения различной информации в единый сюжет.
Процесс овладения учащимися начальной школы методами решения текстовых арифметических задач на основе межпредметной интеграции имеет деятельностный характер обучения, предполагающий работу с информацией, нахождением математических моделей объектов и явлений реальной действительности и тем самым позволяющий формировать функциональную математическую грамотность учащихся.
Список литературы:
1. Огонькова Т. В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий // Начальная школа плюс До и После, 2003, №1. - С. 40-48.
2. Хуторской A.B. Современная дидактика: учебник для вузов - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.